"Авторская группа "Энциклопедии русского авангарда" провела поистине эпохальный труд"
На прошедшей в ЦДХ ярмарке Non/fiction был представлен третий том "Энциклопедии русского авангарда". В него вошли более тысячи энциклопедических статей по истории русского авангарда. Это издание можно назвать уникальным, рассказывает обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич.
Только что в рамках ярмарки Non/fiction в Центральном доме художника презентовали удивительное, действительно уникальное — можно применять еще более превосходные степени определений — издание "Энциклопедие русского авангарда". Вышел в свет третий том, который издатели не сумели уложить в одну книгу, а издали две. Первые два тома, изданные в прошлом году, включали биографии всех деятелей арт-авангарда — художников, литераторов, деятелей киноиндустрии и прочих. Всех, кого сумели отыскать создатели энциклопедии Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов.
Два искусствоведа, исследователя этого периода русского искусства, накапливали материалы еще с 70-х годов прошлого века. Непосредственная работа над будущей энциклопедией заняла более 15 лет. Последние четыре года шла усиленная авторская и редакторская работа. Результат, надо сказать, превысил все ожидания. Один из главных вдохновителей издания, Андрей Сарабьянов, вспоминал во время презентации энциклопедии, что, когда он учился на искусствоведа в Московском университете в 70-е, никакого подобного учебного пособия не было. Я от себя могу добавить, что когда я учился там же десятилетием позже, не только пособия такого не существовало, но и фамилий этих художников нам не произносили, и направлений таких в истории официального советского искусства не было.
Авторская группа провела поистине эпохальный труд. Общее количество энциклопедических статей составило 1218. Количество проиллюстрированных произведений авангарда составило более 4 тыс., 238 специалистов явились авторами энциклопедических статей. Третий том, изданный в двух книгах, составлен из так называемых вспомогательных материалов по истории русского авангарда. Направления, объединения, журналы, города, связанные с бытом этого художественного пласта в России, и не только. Например, в очень близкой нам тогда по арт-исканиям Франции.
Меня, как человека, тесно связанного с темой собирательства, особенно порадовало представление в рамках нового издания полутора десятков современных коллекций, включающих соответствующие произведения. Даже их перечисление редко можно встретить в открытых источниках.