"В 2014 году мы присоединили более 51 тыс. заявителей"
АЛЕКСАНДР ПЯТИГОР, заместитель генерального директора ОАО МОЭСК по технологическому присоединению и развитию услуг для потребителей электроэнергии, рассказывает о первом опыте подключения потребителей к электросетям через интернет.
Не секрет, что специфика работы в столичном мегаполисе и на территории Подмосковья определяет для энергетиков те параметры надежности и качества электроснабжения, которые мы должны соблюдать неукоснительно. Кроме того, перед нами стоят достаточно амбициозные задачи по приведению данных нормативов и стандартов уже в Новой Москве. Наряду с обеспечением стабильного электроснабжения вторым основным направлением нашей работы является технологическое присоединение (ТП) к электросетям. А это довольно внушительный объем работы, который, по нашим оценкам, наверное, не выполняет ни одна сетевая компания не только в России, но и в Европе. Для этих целей также ведется строительство подстанций, линий электропередачи — и все эти проекты идут в плотной увязке с нашей инвестпрограммой и планами властей по развитию территорий. Только в этом году мы уже присоединили к нашим сетям более 51 тыс. заявителей, то есть в среднем ежедневно мы исполняем более 200 договоров по ТП! Надо сказать, в области упрощения процедуры ТП без ложной скромности МОЭСК за последние два года совершила рывок, сократив не только сроки и количество этапов для подключения, но и стоимость данной услуги. И сегодня мы наблюдаем кратный рост поступающих к нам заявок на подключение и, как следствие, количества исполненных договоров. Нам удалось снизить количество очных визитов с 15 до 3, суммарные сроки выполнения работ — со 162 до 90 дней. В этом году сотрудники МОЭСК приняли более 80 тыс. заявок на присоединение более 7390 МВт. На конец декабря по уже заключенным договорам запланировано осуществить подключение заявителей более чем на 2100 МВт.
И наряду с открытием центров обслуживания клиентов, которых в МОЭСК сегодня уже более 30 и куда может прийти любой желающий, работой круглосуточного колл-центра "Светлая линия" мы продвигаем наши онлайн-сервисы. Впервые в России сегодня внедряется программа, в соответствии с которой заявитель до 15 кВт может пройти в МОЭСК всю процедуру ТП не выходя из дома, через "Личный кабинет" пользователя портала utp.moesk.ru.
Другой проблемный и довольно болезненный для нас вопрос — это сложности с получением разрешительной документации на строительство линейных сетевых объектов напряжением до 20 кВ. Понимая, что это приводит к затягиванию сроков подключения к электросетям, правительство Московской области приняло соответствующий закон, позволяющий проводить работы без получения дополнительного разрешения Ростехнадзора. К сожалению, в Москве пока этот вопрос решить аналогичным образом не удалось, но мы надеемся, что инициатива энергетиков не останется без ответа.
На встречах с представителями бизнеса, которые проходят в рамках дней предпринимателей МОЭСК, нередко возникают вопросы о разнице в расчетах договоров ТП. Дело в том, что сегодня потребитель имеет возможность выбора стоимости на присоединение к электросетям: по стандартизированной ставке или по ставке за мощность. И итоговые суммы одного и того же договора действительно могут различаться в разы. В этом случае вопрос к энергетикам "Почему?" звучит вполне логично. Но какова справедливая стоимость? Ведь затраты, к примеру, на прокладку сети имеют свою вполне конкретную цену, как и услуги специалистов, осуществляющих подключение объектов. Чтобы не возникало разногласий и двусмысленности, необходимо вопрос определения стоимости техприсоединения привести к общему знаменателю.