Господа офицеры
У автомобильных журналистов непростые отношения с ПДД. С одной стороны, ты, как порядочный, обязан соблюдать правила. С другой - если их соблюдать, толком не испытаешь машину. Поэтому появление полицейского всегда воспринимается с долей нервозности: нет ли у него умысла оштрафовать тебя, например, за лишнюю резвость?
Так случилось однажды в Иордании, когда я мчался в песчаных вихрях мимо верблюдов, невозмутимо взиравших на европейский лимузин, и за поворотом шоссе нарвался на полицейский пикет. "Вот влип", - подумал я, тщетно пытаясь сбросить скорость. "Вот чешет, нахал!" - подумали, кажется, стражи порядка. Они приветливо улыбались, кто-то даже зааплодировал. Возможно, так их позабавило выражение моего лица.
Печальнее мог завершиться казус в Испании, где мы с напарником сбились с маршрута, а вернувшись на путь истинный, были освистаны проезжавшими мимо коллегами. Не стерпев такого поношения, мой друг прижал педаль газа, и обидчики мигом остались далеко позади. Заодно мы проверили динамику нашего хэтчбека на почти пустой автостраде. После чего напарник хотел сбавить темп, но не успел: пара патрульных уже призывно махала нам радаром с обочины. Мы начали уныло считать евро-наличность в карманах, однако все вдруг волшебным образом изменилось. Один полицейский удивленно воскликнул, глядя на экранчик радара, второй сунул нам документы, изъятые полминуты назад, кивнул: езжайте, дескать - и кинулся останавливать... наших коллег, которые неслись во весь опор, стремясь нас догнать и обогнать. Несомненно, по сравнению с их скоростью наша показалась стражам порядка сущим пустяком. Кстати, коллеги потом больше обижались не на то, что их оштрафовали, а на то, что нас отпустили...
Чисто моральное унижение пришлось как-то раз испытать на острове Сардиния. Дороги там узкие, обочин нет вообще, так что сфотографировать машину в движении - проблема. Но нашелся бывалый товарищ, предложил устроить фотосессию в морском порту. Сказано - сделано. Нас было трое. Один с визгом шин гонял седан по пирсу, двое азартно щелкали камерами. Я, помнится, лишь мельком задумался - куда так дружно звонят по мобильникам пассажиры с пришвартовавшегося парома? Это выяснилось минут через десять, когда к месту событий галопом примчались блюстители порядка. Что нам высказал их главный, дословно не передам, итальянского языка никто из нас не знал, но по бурной жестикуляции все и так было понятно.
Гораздо больше душевности пару лет назад проявили российские автоинспекторы, застукавшие наш экипаж опять же в момент съемки, когда мы ради эффектного кадра загнали автомобиль к памятнику Циолковскому. "А чего это вы заехали, куда не положено?" - спросили они. Мы объяснили: делаем репортаж о новой модели, а также о городе, где расположен автозавод, а какая Калуга без Константина Эдуардовича?! "Это вы зря, - сказали они, - здесь места мало. Поехали, мы покажем, где можно красиво сфоткать!" И показали.
А в маленьком чешском Крумлове, где запретных зон больше, чем проезжей части, мы с коллегой из-за неисправности навигатора роковым образом заехали в скопище пешеходных улочек. После чего двигались партизанским манером: он крался пешком впереди, опасливо выглядывая из-за углов старинных зданий - не видно ли полиции? - а я полз следом на автомобиле. Так продолжалось, пока нас не обогнала патрульная машина, которая, оказывается, ползла следом. Узнав, в чем дело, полицейские добродушно посоветовали нам не валять дурака и сопроводили до шоссе.
Так что не всегда приближение полиции сулит неприятности. А иногда приносит и приятные эмоции. Это когда остановивший тебя блюститель кидается навстречу, возбужденно тараторя; "Лейтенантивановаэтотасамаятачкакоторуюнавыставкепоказывалискольколошадиныхсил?" И начинается диалог о новой модели. Так доводилось общаться с полицейскими и у нас, и в Париже, и на Сицилии, и в Буэнос-Айресе. Автолюбитель автолюбителя всегда поймет - неважно, кто он по профессии.