Ритуальное и реальное
ООО и МУП спорят за право называться «Спецкомбинатом»
Как стало известно „Ъ“, в Хабаровске муниципальная и частная ритуальные компании оспаривают право употреблять название «Спецкомбинат». По мнению МУП «Спецкомбинат», зарегистрированное в ноябре ООО «Спецкомбинат» незаконно пользуется его деловой репутацией. Предприниматель, создавший ООО, ссылается на данные лингвистической экспертизы, согласно которой сходство есть лишь при употреблении сокращенного названия МУПа. В Хабаровском УФАС пока собирают данные для вынесения решения по спору.
МУП города Хабаровска «Спецкомбинат коммунального обслуживания» обратился в Хабаровское УФАС с жалобой на действия созданного в октябре ООО «Спецкомбинат». Специализацией обоих предприятий являются ритуальные услуги. В жалобе говорится, что у жителей Хабаровска новая организация ассоциируется с предприятием, имеющим многолетний опыт оказания ритуальных услуг. «Слово „Спецкомбинат“ создает у потребителей мнение о принадлежности данной организации к МУП „Спецкомбинат коммунального обслуживания“, вызывая вышеуказанные положительные ассоциации, создавая ООО „Спецкомбинат“ преимущество перед остальными ритуальными компаниями за счет деловой репутации МУПа»,— говорится в жалобе. Также фирма якобы использует в рекламе изображения кладбищ и ритуальных залов, которые находятся в хозяйственном ведении МУПа, а также фотографию катафалка, визуально схожего с принадлежащей МУПу машиной. Муниципалы настаивают на привлечении ООО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе) и ч. 1 ст. 14.33 КоАП (недобросовестная конкуренция).
Создавший ООО предприниматель Павел Мурзин заявил „Ъ“, что использованное им наименование не является товарным знаком и широко распространено у фирм в разных городах. Работу его компания пока так и не начала — предприниматель ждет решения УФАС. При этом господин Мурзин не согласен с тем, что название его фирмы пересекается с названием МУПа, и приводит в подтверждение данные экспертизы. В ней кандидат филологических наук Елена Крадожен-Мазурова указывает на несовпадение фирменных наименований двух организаций и отмечает, что семантическое сходство проявляется только при употреблении их сокращенных наименований. Кроме того, частью фирменного наименования является указание на организационно-правовую форму предприятий, а они (МУП и ООО) различны, считает эксперт.
Как заявили „Ъ“ представители МУПа, основания и порядок проведения лингвистической экспертизы устанавливаются процессуальными нормами, а документ, заказанный и оплаченный ООО «Спецкомбинат» по собственной инициативе, является всего лишь заключением специалиста, которое зачастую подтверждает позицию заказчика, но при этом не устанавливает каких-либо юридически значимых фактов. «В настоящий момент ООО „Спецкомбинат“ ритуальные услуги населению не оказывает. В случае оказания данных услуг под наименованием ООО „Спецкомбинат“ наше предприятие рассмотрит вопрос об обращении в арбитражный суд и антимонопольный орган с соответствующими заявлениями»,— сообщили „Ъ“ представители предприятия.
Жалоба по прежнему находится на рассмотрении УФАС, и, как пояснили „Ъ“ в управлении, сейчас собирается вся информация для принятия решения по обращению МУПа. Так, на сайте управления ведется онлайн-опрос с целью выяснить степень схожести наименований предприятий. «Срок рассмотрения обращений — один месяц, он может быть продлен еще на два месяца»,— рассказали „Ъ“ в отделе рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС. Предприниматель Павел Мурзин считает, что данный опрос будет нелегитимным, так как на сайте не видна статистика голосования, а сами голоса могут оставлять подставные лица. В УФАС, впрочем, сообщили, что результаты опроса будут использованы в комплексе с остальными данными проверки.