Ничто королевское не чуждо

"Ардани 25" в Москве

Гала балет

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко два вечера подряд — новой программой "Королей танца" и юбилейной компиляцией "Ардани 25" — продюсерская компания Сергея Даниляна Ardani Artists отмечала свое 25-летие. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Если кто не знает, Ardani Artists — эта та самая компания, которая спродюсировала все три сольные программы Дианы Вишневой, придумала бренд и структуру "Королей танца", объединила в "Соло для двоих" разбежавшихся по разным странам Наталью Осипову и Ивана Васильева. Открыла миру Бориса Эйфмана, свела в трехлетнем романе Михайловский театр с испанским худруком Начо Дуато, вывозит в Америку Мариинку, Михайловский, Балет Монте-Карло, балет Ковент-Гардена — и это только видимая верхушка балетного айсберга, который благополучно лавирует в мировых водах благодаря неутомимому Сергею Даниляну и его жене Гае. Невероятно, что их преуспевающая американская компания с мелодичным названием "Ардани" (арт + Данилян) родилась еще во времена СССР. Впрочем, тогда она отнюдь не преуспевала (коммерчески, во всяком случае), и семейный дуэт основателей едва ли даже в смелых мечтах мог вообразить размах торжеств по поводу 25-летия.

Начались они в Санкт-Петербурге — о первом вечере "Королей танца" "Ъ" рассказывал 9 декабря, но за это короткое время (вот они, превратности жизни импресарио) программа праздников претерпела изменения. На том самом первом выступлении Иван Васильев, один из главных ньюсмейкеров-"королей", надорвал крестообразную связку колена и танцевать больше не смог. Из-за этого московский "Ардани 25" лишился балета "Facada" из программы Осиповой и Васильева, а в "королевском" опусе "Tristesse" место Ивана экстренно занял его хореограф и премьер Американского балетного театра Марсело Гомес. И, как ни жестока формула "Король умер, да здравствует король!", но в случае с "Tristesse" — мужским квартетом на музыку Фридерика Шопена — она отразила суть дела: танцовщик-Гомес исполнил балет хореографа Гомеса с такими вкусными подробностями, на которые вряд ли расщедрился бы Иван Васильев, имеющий склонность любую хореографию подгонять "под себя".

Меж тем этот вполне классический балетик, общедоступный и не претендующий на художественные открытия, этакий Роббинс-light, сделанный по лекалам шедевров американского классика (рояль на сцене, живая музыка, общее антре, общая кода, в середине разнохарактерные вариации и дуэты), вовсе не рассчитан на демонстрацию личных достижений "королей", хотя и учитывает их индивидуальности. Здесь нет самодостаточных трюков. Двойные туры в воздухе, двойные saut de basque, jete en tournant, долгие пируэты на десяток поворотов подаются как бы между прочим, как легкий гарнир к основному содержательному блюду — мужской дружбе с ее разнообразными нюансами, от развеселых подколов и совместной выпивки до нежностей в духе "Горбатой горы" и трусливого предательства: сентиментальный балет заканчивается скупыми рыданиями героя Васильева--Гомеса после приятельского, и тем более коварного, удара под дых. Здесь важны полувзгляды, полужесты, чувство локтя и пикантный телесный юмор — и харизматик Гомес царствует во всеоружии своего обаяния. Остальные "короли" чрезвычайно бережны друг к другу: не пытаясь перетанцевать коллег, личные возможности приносят в жертву ансамблевой синхронности. Впрочем, самоограничения не мешают разглядеть каждого. Заметить уязвимость Дениса Матвиенко (прыжок уже не тот, невысоки арабески и непластичны скованные лопатки), полюбоваться красотой тела и поз образцового принца Фридмана Фогеля, оценить темперамент и технические возможности маленького виртуоза Эрмана Корнехо. И поздравить "Ардани" с личным хореографом: Марсело Гомес, дебютировавший в проектах компании, вполне овладел балетмейстерским ремеслом.

Зеркальным отражением мужской "Грусти" стало женское "Cinque" в постановке Мауро Бигонцетти — балет для пяти балерин из даниляновского проекта "Отражения", сделанный в копродукции с Большим театром и числящийся в его репертуарных запасниках. На сцене он не идет — о чем можно и пожалеть, несмотря на то что слегка поблек без трех звездных балерин из первоначальной пятерки (бывшие московские выпускницы Наталья Осипова, Полина Семионова и Мария Кочеткова ныне сверхзанятые примы западных театров). Без них поистерлись контрасты вариаций, стали заметны балетмейстерские самоповторы и длинноты композиции. Однако отрепетирован этот полузабытый балет прекрасно — четок, слажен, технически отточен, актерски раскован (отдельный респект репетитору Анастасии Яценко),— к счастью, новые исполнительницы не пытаются копировать прежних.

Пожалуй, в этом шуточном, но бескомпромиссном женском состязании проигрывает Кристина Кретова, понадеявшаяся на свою крепкую технику и сэкономившая на артистизме: ее партия, рассчитанная на дерзкую необузданность Натальи Осиповой, получилась наиболее блеклой. Анна Тихомирова, напротив, пережала с мимикой: лицом она комментирует то, что уже сказано ее движениями. Хрупкая малышка Анастасия Сташкевич, заменившая длинноногую и длиннорукую Полину Семионову, убедительнейшим образом перетолковала доставшуюся ей вариацию: недобравшая крови обольстительная вампирша обернулась трепетной жертвой, готовой, однако, отчаянно бороться за себя. В отличной форме, лучше, чем прежде, станцевала собственную партию Екатерина Шипулина. А героиня другой Екатерины, Крысановой, сейчас кажется эскизом ее недавней и лучшей роли — капризной и уязвимой Катарины из "Укрощения строптивой".

Завершила вечер "Ардани 25" Диана Вишнева "Женщиной в комнате" в постановке Каролин Карлсон — прогремевшим моноспектаклем из последнего проекта, номинированным на три "Золотые маски". Том самом, где героиня проживает закатное одиночество, лучезарную юность, зенит женского могущества и, принимая трагедию уходящей жизни как благо, делится со зрителями ее сочными плодами, раскидывая в публику настоящие лимоны. Этот уже не раз исполненный и описанный спектакль Диана Вишнева исполняет с той внутренней свободой и тайной гордостью, которые свойственны только владелице хореографии, знающей, что никто не посягнет на дорогую сердцу собственность и что эта выстраданная роль сидит на ней, как собственная кожа.

Собственно, тем, чтобы звездные подопечные чувствовали себя "королями" и "принцессами" в созданном по их меркам репертуаре, и занимается семейный клан "Ардани" уже 25 лет.

Вся лента