Полиуретан в переводе на русский
В какие проекты не страшно инвестировать в сложной экономической ситуации
Евгений Спиряков, операционный директор бизнес-подразделения "Полимерные мембраны и PIR" компании "ТехноНиколь",— о том, в какие проекты не страшно инвестировать в разгар кризиса.
Все реагируют на кризис по-разному. Некоторые включают режим жесткой экономии, чтобы дожить до лучших времен. Другие используют это время для развития, чтобы на выходе занять лидирующее положение. Мы выбрали именно такую стратегию.
Компания "ТехноНиколь" проинвестировала 1,5 млрд руб. в строительство завода по производству теплоизоляционных плит PIR. Завод строится в Рязани, параллельно в Европе собирают производственную линию. Запустить производство планируем уже осенью 2015 года.
Решение об инвестициях было принято еще до начала кризиса, в начале этого года. Мы понимаем, что нынешняя ситуация грозит падением спроса на строительном рынке и наши риски повышаются, однако не хотим замораживать проект. В первую очередь потому, что уверены в большом будущем нового материала. Это ведь общий закон: в кризис люди выбирают наиболее эффективные решения. Что же за продукт мы выводим на российский рынок?
Полиуретаны хорошо известны на Западе, но пока мало представлены в России. Этот материал широко используется во многих отраслях при производстве клеев, герметиков, деталей автомобилей, офисной и мягкой мебели, обуви. Также полиуретаны являются перспективным материалом для медицины: в хирургической практике они используются в виде шовных нитей, протезов сердечно-сосудистой системы. Широкий спектр применения объясняется их безопасностью для человека.
Новый для России материал на основе полиуретана — пенополиизоцианурат (PIR). Сейчас у нас он известен в качестве изоляционного материала для сэндвич-панелей, которые уже широко применяются при строительстве зданий. По оценкам IAL Consultants, в Европе он занимает около 40% на рынке теплоизоляции для объектов коммерческой недвижимости. В США 76% плоских кровель строят с использованием PIR-плит. Доля продукта в европейском строительстве растет в среднем на 3% каждый год и, по прогнозам, будет расти и дальше.
PIR в виде плит появился в 1970-е годы в Америке в качестве утеплителя для плоских кровель, а в 1990-е стал базовым и востребованным продуктом. Он обеспечивал теплоизоляцию торговых центров, складов, в том числе и холодильных, индустриальной недвижимости и объектов транспортной инфраструктуры. Со временем область применения расширилась: PIR массово используется при строительстве общественных и жилых зданий, в том числе для внутренних работ.
Кровля из PIR-плит стала стандартом для многих зарубежных сетевых ритейлеров. В России, однако, этого материала просто не было, как не было и разрешительной документации на его применение. Мы решили исправить эту ситуацию и предложить нашим клиентам продукт, соответствующий высоким международным стандартам.
Главные преимущества нового материала — уникально низкий показатель теплопроводности, высокая огнестойкость и прочность. Каждый год требования по тепловой изоляции зданий только повышаются, соответственно увеличивается и толщина теплоизоляции. Применение PIR-плит позволяет значительно уменьшить толщину изоляционных систем, а значит, получить больше полезной площади зданий.
Сегодня наиболее остро стоит проблема потери прочности теплоизоляционного материала, что приводит к неизбежному сокращению срока службы всей изоляционной системы. Это происходит из-за снеговой нагрузки и необходимости очистки снега. Также немаловажный фактор при российском климате — это специальные условия монтажа традиционной теплоизоляции. Жесткость основания — ключевой параметр для сохранения эксплуатационных качеств гидроизоляции. Применение PIR-плит позволяет заказчикам получить все выгоды от выбора гидроизоляционного материала нового поколения — полимерных мембран.
Что касается стоимости нового продукта, то разница в цене по сравнению с традиционными материалами составляет 20%. Однако эти дополнительные затраты окупятся уже через три года. PIR полностью соответствует концепции энергосбережения. С ростом тарифов на энергоресурсы это становится все более актуально.
Объем рынка теплоизоляционных материалов в России составляет 47,5 млн куб. м. Мощность нашего завода — 2 млн куб. м в год. Мы уверены, что наш продукт сможет завоевать свою долю на рынке. Разумеется, отечественный PIR будет гораздо дешевле импортных аналогов. Эта разница в цене сохранится даже после завершения кризиса и стабилизации курса рубля. Ведь производство в России экономически оправдано в первую очередь за счет логистических расходов. PIR — очень легкий продукт, его дорого и невыгодно возить из других стран. По нашим оценкам, к 2018 году PIR сможет занять 2% российского рынка теплоизоляции.