«Политика денежных властей делает порядочного человека банкротом»
Экономист и политик Сергей Глазьев в интервью "Ъ FM"
В какой фазе кризиса мы сейчас находимся и что нас ждет впереди — великая депрессия или большой скачок? Каковы перспективы рубля и цены на нефть? Насколько пресловутая либерализация экономики может помочь стране выйти из кризиса? Это и многое другое ведущий "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев обсудил с экономистом и политиком Сергеем Глазьевым.
"Увеличение налогов в ситуации падающей экономики — это петля на шее экономики"
Сергей Глазьев о либеральной экономике в России: "Вообще либеральная теория предполагает свободу действий при жестокой ответственности за последствия этих действия перед обществом, законом. Либеральная экономика — это всегда экономика с сильным исполнением закона. Согласитесь, ситуация, когда у нас по 40, 50, а сейчас $100 млрд уводится из страны без уплаты налогов — это анархия. Потом обратите внимание на наших ультралибералов — они все сидят на госструктурах, те, кто больше кричит про либерализм, почему-то руководят госструктурами. Ну если ты либерал, пойди, открой дело, займись бизнесом на свой страх и риск, на практике докажи, что ты адепт либеральной экономики, где каждый действует сам за себя, в конечном счете, в целях общего блага. Так нет, они сели в госструктурах, качают государственные деньги, раскручивают спекулятивный вихрь и называют себя либералами — это псевдолиберализм, который, на самом деле, является ширмой. За этой ширмой кроется хищнический оскал олигархии, следствием такой псевдолиберальной концепции и стала офшоризация нашей экономики, полное пренебрежение к интересам страны".
О состоянии российской науки: "Мы сегодня вступаем в завершающую фазу схватки за лидерство в XXI веке. В этой схватке выиграют те страны, которые раньше других сумеют освоить новые траектории роста нового технологического уклада. У нас есть научно-технический потенциал, ядро этого уклада уже сформировалось и поддается прогнозированию — это комплекс нанотехнологий, биоинженерных технологий, информационно-коммуникационных, которые образуют ядро, которое сегодня растет в мире с темпом 35% в год. Уже сформировались базовые технологические траектории и в робототехнике, и в лазерных технологиях, и в обработке материалов, в создании новых конструкционных материалов. У нас есть специалисты, которые понимают, как это делать, беда в том, что действующая финансово-банковская система не дает этим специалистам возможности получить кредиты, и они уезжают за рубеж. А в это время нам наши фантазеры в денежных властях говорят, что "нет проектов, поэтому мы не будем давать денег в экономику, деньги разворуют". Приезжайте в любой наш наукоград, и вы услышите, что мы теряем 60% выпускников-аспирантов по биологическим наукам, они уезжают реализовывать свои проекты. Известно, что в той же кремниевой долине вторым рабочим языком является русский".
О европейских методах борьбы с мошенническими операциями: "Возьмите в качестве примера европейскую банковскую систему: во-первых, попробуйте открыть счет в каком-нибудь европейском банке, во-вторых, попробуйте провести там какую-нибудь сомнительную операцию. Если вас не заложит клерк, который проводит эту операцию, то его потом обязательно накажут. В системе регулирования банков мошеннические сомнительные операции не просто запрещены регулятором, за проведение этих операций существует уголовная ответственность, в том числе, и для сотрудников банковского сектора".
О нежелании США уступать место лидера:"Война ведется США за лидерство, хотя конкуренция идет с Китаем, как это обычно получается, в период структурных трансформаций, страна-лидер пытается сохранить свою гегемонию в мире за счет усиления контроля над периферией. С новым лидером ей сложно сражаться, он уже поднялся, поэтому американцы стремятся сохранять свое лидерство при смене технологических укладов, при смене мировых центров накопления, когда центр развития мировой экономики смещается на восток. Американские геополитики изо всех сил пытаются сохранить лидерство, путем ужесточения контроля над своими традиционными союзниками, прежде всего ЕС, и установлением контроля над Северной Евразией — над нами, над средней Азией и попутно над Латинской Америкой, они стремятся усилить позиции в конкуренции с Китаем".
"Центробанк блуждает в трех соснах уже в течение 20 лет"
Сергей Глазьев о темпах развития российской экономики: "Если говорить о перспективе депрессии, объективно никаких фундаментальных причин для таковой у нас нет. Во-первых, у нас свободные производственные мощности. Средняя загрузка составляет 70% по экономике. То есть наша экономика работает примерно на две трети потенциальной мощности. Мощности стоят по экономическим причинам. Нет кредита на пополнение оборотных средств, прежде всего. Своих средств не хватает. Происходит падение спроса из-за того, что искусственно сокращается денежное предложение, сдерживаются государственные расходы".
Об оттоке капитала из России: "Капитал уходит из страны уже давно. Мы являемся нетто-донорами мировой экономики, теряем в год по $150 млрд общего финансового трансферта, из которых примерно половина — нелегальная утечка капитала без уплаты налогов. Это волнует только правоохранительные органы. Денежные власти почему-то считают, что это не их вопрос. Хотя это, прежде всего, вопрос валютного регулирования контроля, потому что правоохранительные органы работают по последствиям. И когда они доводят преступление по мошенничеству и уходу от налогов до конца, проходят месяцы, когда деньги давно растворились, виновники сбежали, и спокойно себе живут на островах и не волнуются о своих капиталах, которые были вывезены из России незаконным путем. Таких капиталов уже вывезено порядка триллиона".
О сокращении денежной массы: "Совокупная потеря денежной базы у нас приближается к одной трети ее общей величины. Это означает, что сокращается денежная масса, а с ней всегда падают инвестиции, потому что деньги становятся дороже, кредиты взять все труднее. И падает производство, потому что все труднее пополнять оборотный капитал. Полное совпадение падения производства и сжатия денежной массы в течение всей нашей современной истории. То, что в центральном банке делают вид, что такой проблемы нет, это главная опасность для нашей национальной безопасности".
О зарубежном опыте экономического регулирования: "В воображении денежных властей нужно, чтобы обязательно процентная ставка была выше инфляции. Что никак не вписывается в те реальные истории экономического роста, которые мы имеем во всем мире особенно в периоды структурных кризисов. Практически повсеместно длительное время, пока экономика не выйдет из структурного кризиса, денежные власти и в Японии, и в Америке, и в Европе, поддерживают процентную ставку ниже инфляции, потому что главная задача — дать возможность предпринимателям реального сектора, инженерам, новаторам освоить новые технологии. Поэтому нужно чтобы деньги были дешевые и длинные, доступные, иначе никто не будет рисковать. Но они считают, что экономика живет в стабильной среде, что такой проблемы не существует. Что вся экономика — это модель рыночных спекулянтов, которых волнует, куда разместить деньги на три дня".
Об опасностях увода капитала в офшоры: "Любой человек, который хоть раз в жизни встречался с человеком, который уводит деньги в офшоры, у него мотива, какая ставка у ЦБ, вообще не существует. Основной мотив — уход от контроля правоохранительных органов, как правило, недоверие к государству, уход от налогов и наивная вера в то, что западная юрисдикция надежнее для защиты прав собственности, чем российская. Наивная, потому что после Кипра умные люди уже поняли, что нет там никакой надежности. А сейчас, когда идет финансовая война против России, увозить деньги за рубеж есть смысл только, если человек сам хочет туда перебраться. Потому что заключительным актом финансовой войны, к которому мы стремительно приближаемся, может стать решение любого органа власти США, которые могут одним росчерком пера всю эту офшорную часть российской экономики отрезать полностью от нас".
О неэффективности политики ЦБ: "Они поднимают процентную ставку и думают, что капитал тут же прибежит обратно. Это полное непонимание того, как устроено современное движение капитала. Руководство ЦБ видит экономику как набор бесплотных экономических агентов, которые занимаются спекуляциями. Вся денежная политика ориентирована на спекулянтов".