"Московская область будет главной экономикой страны"
В последнее время Московская область уже по многим показателям обгоняет Москву. О том, каким образом удалось добиться таких результатов и как изменился за последнее время инвестиционный климат в Подмосковье, рассказал председатель совета директоров "НДВ-Групп" АЛЕКСАНДР ХРУСТАЛЕВ.
GUIDE: Каковы, по вашему мнению, основные функции Московской области как субъекта федерации с учетом того, что она находится рядом с Москвой — главным финансовым и административным центром страны?
АЛЕКСАНДР ХРУСТАЛЕВ: Надо понимать, что на сегодняшний день у Московской области как у региона очень сильные позиции, из Москвы традиционно в течение нескольких лет выводятся производства, и в первую очередь они перебазируются на подмосковные площадки. В итоге в Подмосковье регулярно создаются новые рабочие места, происходит постоянный приток населения. При этом по многим параметрам фактически Московская область уже слилась с Москвой. Потенциально область интересна для развития любого бизнеса самых разных форм: гостиничного, туристического, ресторанного, жилого строительства и т. д. Там, где есть постоянно новые рабочие места, существует стабильный спрос на любые услуги. Наша компания также часть своих предприятий перевела в Московскую область, потому что в столице ведение бизнеса оказывается дороже. Москва постепенно превращается исключительно в финансовую столицу. За последние несколько лет она преобразилась: стала красивым и достойным городом. Здесь очень много делается именно для жителей: строятся удобные транспортно-пересадочные узлы, обновляются большие парки, создаются новые площадки для отдыха. Мне нравится, что происходит с парковой, что разгружают улицы, появляются новые пешеходные зоны. Не стоит ждать, что появятся новые большие девелоперские проекты — все-таки неосвоенных территорий тут не так много. Поэтому считаю, что в дальнейшем вектор строительства все-таки будет смещен в сторону Новой Москвы — правда, на ее развитие понадобится лет 10-15. А Московская область в перспективе станет регионом-сателлитом, который будет получать все лавры развития бизнеса.
G: Как вы в таком случае относитесь к популярной идее объединения Москвы и Московской области в один субъект федерации?
А. Х.: Москва себя уже нашла в создании инфраструктуры, в первую очередь город выполняет представительские функции. А Московская область — это как тыл, который должен обслуживать Москву, в том числе с точки зрения обеспечения продуктами питания. Если объединить два субъекта в один регион, то он получится слишком огромным. Два региона должны быть между собой связаны, но не до такой степени, чтобы выстраивать одну и ту же стратегию развития.
G: Традиционно считалось, что Московская область во многом существовала за счет финансовых ресурсов столицы. Изменилась ли как-то ситуация за последнее время, в том числе с момента смены руководства в регионе?
А. Х.: Да, сейчас ситуация в Московской области очень сильно меняется. Новое руководство региона очень эффективно расставило приоритеты, все действия команды более маневренные и гораздо более серьезно интегрированы в рынок. В результате в регионе ищутся новые точки роста — например, Подмосковье активно развивает сельское хозяйство, логистические парки, бизнес-парки — это направления бизнеса, которые недоступны в Москве по объективным причинам. Только Новая Москва — это тот небольшой сегмент, где можно отыграться. При этом Московская область с точки зрения социальной инфраструктуры развивается быстрее, чем Москва. А если говорить про экологию, то Московская область намного более привлекательна для жителей, даже работающих в столице. Последнее время Московская область даже активно решает транспортные проблемы, в том числе совместно с Москвой, например по обслуживанию и развитию МКАД. Люди, приезжающие в Москву, в любом случае приезжают и уезжают через область — другого пути нет. Кроме того, именно в Подмосковье расположены все дачи, дома отдыха — вся та экология, к которой мы стремимся как жители мегаполиса. На сегодняшний день Подмосковье — это тот регион, который имеет в России самые большие возможности. Московская область будет главной экономикой страны и обгонит Москву, как Китай в свое время обогнал США.
G: Какая роль в процессе развития Московской области, по вашему мнению, отводится строительному рынку, особенно учитывая рекордные мультипликаторы в отрасли?
А. Х.: Потенциал подмосковного рынка жилья огромен, жители Подмосковья могут въезжать в Москву даже на метро: недавно открылась станция метро в Тропарево. Решение транспортных проблем позволяет не переплачивать за жилье такого же типа в Москве. Сейчас выгоднее и для здоровья лучше жить в Московской области. В столице практически нет интересных проектов, потому что согласование проекта в Подмосковье занимает год, а в Москве — три-четыре года. Поэтому то, что строится на сегодняшний день в Москве, было задумано еще до изобретения айфонов. Московская область также быстро перекрыла возможность строить объекты без социальной инфраструктуры. Руководство Москвы тоже много делает для развития города, в том числе столичные власти убрали некрасивую рекламу, расширили дороги, улучшили транспортную доступность, ускорили строительство метро и создание новых транспортно-пересадочных узлов. Изначально я был более скептически настроен к действиям московских властей, но сейчас я вижу эти изменения, и роль новой команды мэрии в этом достаточно большая. Я не раз лично слышал и видел, как работают московские власти, в том числе руководители столичного стройкомплекса — это люди дела, которые нужны городу для развития. Как и Москва, Московская область за один-два года сделала рывок. Я знаю, как много в городе делается для сельского хозяйства, для вовлечения в сельхозоборот новых земель. Москва и область неразрывны, но потенциал Московской области все-таки значительно больше. Московская область за последнее время полностью обновилась, кроме альтернативных реформ в регионе прошли внутренние реформы, был установлен жесткий контроль за всеми участниками рынка, притом что раньше здесь царствовал понятийный олигархический госкапитализм. Теперь во главу угла ставится взаимодействие с бизнесом, и здесь с большим энтузиазмом приветствуют предпринимателей. Я вижу, что мне как предпринимателю в регионе взрыхлили землю, поэтому я именно здесь посею семена, а не там, где все глухо заасфальтировано.
G: Вы много говорите про успешные действия подмосковных властей. А в чем, по вашему мнению, Московской области следует улучшить свою работу?
А. Х.: Совершенству нет предела, и Московской области, я считаю, надо уделить больше внимания взаимодействию с застройщиками, в том числе мелкими предприятиями. В большинстве стран мира 70-80% экономики приходится на малый бизнес, в России это 20%. Каждый "малыш" в перспективе хочет быть большим, и это способствует развитию бизнеса в стране в целом, однако в России в основном происходит лоббизм интересов крупных компаний. При этом маленькие компании — это как легкая кавалерия: она не увешена латами — кредитной нагрузкой, которая есть у больших игроков, и зачастую может сделать продукт лучше, чем более известные компании. Более того, небольшие компании не имеют права на ошибку, поэтому если "малышей" будут лучше поддерживать, это будет благо для всей страны. В свое время в Гонконге я увидел выступление малого по их меркам предприятия, объем фондов которого составляет $1 млрд, а ведь когда-то это было небольшое предприятие с небольшим фондом около $1 млн.
G: Какие ограничения на развитие Московской области, по вашему мнению, накладывает тот факт, что, в отличие от Москвы, земля в этом регионе в основном принадлежит частным собственникам?
А. Х.: По всем землям, которые существуют в Московской области, ведется такая политика, что землю надо либо возделывать, либо платить за нее. Не должна земля использоваться некачественно, даже если она находится в частной собственности. В настоящий момент многие лендлорды готовят свои предложения по передаче земель в ведение области, но речь не идет о деприватизации, просто до этого земля была разграблена, а сейчас государство увеличивает свое присутствие и влияние, и это правильно. Не могут 10-20 человек владеть 30-40% Московской области — это неправильно, поэтому необходимо некоторое восстановление справедливости, и лендлорды понимают это. В связи с этим подмосковные власти рассматривают для себя разные возможности для развития, в том числе создание реального бизнеса.
G: Какие новые для себя возможности в Московской области вы видите как предприниматель?
А. Х.: У нас есть большой проект "Хелипорты России", мы утвердили программу под него по освоению 60 площадок на территории Московской области, это конкретные проекты, которые предполагают создание 6,5 тыс. рабочих мест. В рамках проекта будет построено несколько десятков гостиниц, где будут размещены также авиационные центры, мойки, заправки для электромобилей, реализованы различные проекты по развитию инфраструктуры.
До конца 2020 года в Московской области количество наших сотрудников должно вырасти до 7 тыс. человек, и именно в этом регионе мы реализуем свой самый перспективный проект — создание нового российского коммерческого вертолета, который станет конкурентным на международном рынке.
G: При этом вы ничего не сказали про жилые проекты в Подмосковье. Получается, что они вас не интересуют?
А. Х.: В жилье мы тоже инвестируем, но в целом нам не очень интересно заниматься тем, что делают все, нам хочется заниматься тем, чем никто не занимается. Даже развитие гостиниц в Подмосковье, как выяснилось, совершенно необычная тема. При этом на сегодняшний день гостиничный рынок в Подмосковье очень перспективен, а его потенциал используется только на 10%. В следующем году мы уже планируем сдать гостиницу в Химках. При этом загрузка гостиниц в Московской области на сегодняшний день составляет 90% — это больше, чем в Москве. Что бы ни произошло в связи с кризисом, многие люди приезжают в Московскую область по делам бизнеса, в том числе много иностранцев вкладываются в производственные комплексы и логистические парки. Я считаю, что от кризиса в России в основном потеряют скорее Европа и Америка, потому что их место на российском рынке захватят азиатские страны: Сингапур, Гонконг, Китай и т. д. Такого спроса, как в Московской области, пока нигде нет.
G: Но все-таки как изменится этот спрос, о котором вы говорили, в связи с кризисом, который, уже очевидно, надвигается на российскую экономику?
А. Х.: Кризис для нас понятная история: в такой ситуации надо не уходить в защиту, а переходить в нападение. Никаких кредитных нагрузок у нас как у компании нет, мы готовы к развитию и продолжаем экспансию. Когда противник приближается к вашим воротам, все уходят в глухую защиту, но часть нашей команды уже перешла на вторую пустую половину поля и готова развить контрнаступление.