Дорожная карта
Традиционно транспортные проблемы считались одним из основных препятствий для развития Подмосковья. Чтобы изменить ситуацию, подмосковные власти взяли курс на последовательное строительство новых дорог и развязок, однако, по словам экспертов, для комплексного решения необходимы форсированное развитие общественного транспорта, кооперация с Москвой и создание новых рабочих мест.
Приоритетные маршруты
За последнее время в Московской области одним из приоритетов региональной власти стало решение транспортных проблем.
"2014 год запомнится, как минимум, двумя яркими направлениями работы. Это строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог и мероприятия по обеспечению комфортного передвижения на общественном транспорте в Московской области",— считает заместитель председателя правительства Московской области Петр Иванов. По его мнению, в плане дорожных работ на территории Подмосковья сделано много. Приступили к реализации самого крупного и для многих жителей долгожданного проекта — Центральной кольцевой автомобильной дороги. Открыто движение после строительства и реконструкции по важным участкам федеральных автодорог — обходу Бронниц, обходу Дмитрова, Новорижскому шоссе, путепроводам в Селятино, Белых Столбах, Чкаловскому переезду. Обеспечен проезд по социально значимым региональным объектам — автодороге Щелково--Фряново в Щелковском районе, улице Доллежаля в микрорайоне Кузнечики в Подольске. Завершаются строительные работы, и скоро откроется движение по путепроводу у платформы Хлебниково в Долгопрудном, который возводится в рамках губернаторского проекта "Свободный переезд". С открытием обхода Химок движение запустится и по транспортной развязке на пересечении Лихачевского шоссе с федеральной дорогой М-11.
"Второй год Подмосковье выходит на норматив по ремонту дорог. В 2014 году мы отремонтировали более 1,5 тыс. км дорог, и сейчас Московская область является регионом-лидером по объемам ремонта региональной сети",— говорит начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич. По его словам, в результате регион может не только сохранить набранные темпы, но и потенциально увеличить их. "Мы видим, какой интерес на международных площадках вызывают проекты, реализуемые в регионе. В этом году стенд Главного управления дорожного хозяйства Московской области, представляющего регион на международной специализированной выставке "Дорога", стал одним из самых посещаемых",— говорит господин Ляшкевич. По его словам, это подтверждает, что проекты и технологии, используемые при ремонте и строительстве, отвечают современным требованиям и запросу жителей.
"Безусловно, подобные проекты требуют существенных инвестиций, и в данном случае важным можно считать решение властей о выделении почти 30 млрд руб. в ближайшие три года на строительство и реконструкцию подмосковных дорог",— говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании "Метриум Групп".
Происходят позитивные изменения и по линии общественного транспорта. При этом в своей работе подмосковные власти используют самые разные решения.
"В Подмосковье активно реализуется программа обновления подвижного состава как пригородных железнодорожных перевозчиков, так и ведущего областного пассажирского перевозчика ГУП "Мострансавто"",— сообщил министр транспорта Московской области Александр Зайцев.
На Курское, Рижское, Белорусское и Савеловское направления железной дороги поступили закупленные ОАО РЖД и ОАО ЦППК 38 новых электричек Демиховского машиностроительного завода — комфортных, приспособленных для передвижения людей с ограниченными возможностями, с плавным ходом, системой кондиционирования, удобными сиденьями и просторными туалетами.
В рамках губернаторской программы "Наше Подмосковье" крупнейший областной перевозчик Московской области "Мострансавто" заключил трехлетний контракт на закупку 1615 автобусов "ЛиАЗ". В текущем году уже получено 455 машин европейского класса — с экологическими требованиями "Евро-5", низким полом, кондиционерами, системой ГЛОНАСС. Важно, что и электрички, и автобусы производятся в Подмосковье и это создает рабочие места на территории Московской области.
Важной составной частью развития сферы общественных пассажирских перевозок в Московской области является инвестиционный проект по созданию системы обеспечения безналичной оплаты проезда — единой транспортной карты (ЕТК). Летом с участием нескольких инвесторов на автобусах "Мострансавто" в Химках, Одинцово и Подольске был запущен пилотный проект по реализации системы обеспечения безналичной оплаты проезда. Это дало возможность апробировать в реальных условиях и на реальных маршрутах различные программно-технические решения и определить самые лучшие из них, а также создать конкуренцию между инвесторами. По итогам пилотного проекта правительством Московской области были сформированы требования к новой системе и проведен открытый конкурс по отбору инвестора. 25 ноября между Министерством транспорта Московской области, ГУП МО "Мострансавто" и победителем конкурса ОАО УЭК подписан трехсторонний инвестиционный договор на создание и обеспечение функционирования системы ЕТК.
Уже к 1 января 2015 года оборудованием для приема ЕТК будет оснащено 2 тыс. автобусов и создано 250 стационарных пунктов распространения и пополнения ЕТК, а к 1 апреля 2015 года эти цифры вырастут, как минимум, в два раза. В дальнейшем карта будет приниматься на всех маршрутах общественного пассажирского транспорта Московской области, включая пригородные электрички. Из основных ключевых функциональных отличий ЕТК Московской области от транспортных карт соседних регионов можно отметить, что основной принцип тарификации для ЕТК: чем больше ездишь, тем меньше платишь, при этом дисконтированная тарификация происходит автоматически.
Еще одним масштабным направлением развития транспортного комплекса Подмосковья является проект создания легкого метро. "В этом году началась работа над проектом развития на территории Подмосковья системы легкорельсового внеуличного скоростного транспорта, реализация которого позволит соединить между собой крупнейшие города региона,— говорит Петр Иванов.— После утверждения концепции развития будет объявлен конкурс на строительство инфраструктуры для этого вида общественного транспорта". По словам Петра Иванова, по схеме территориального планирования эта система будет проходить вокруг МКАД на удалении до 25 км и свяжет крупные города Подмосковья: Красногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королев, Ивантеевку, Фрязино, Балашиху, Реутов, Люберцы, Жуковский, Раменское, Домодедово, Подольск, Одинцово между собой и с аэропортами Домодедово, Шереметьево, Внуково, Раменское. Общая протяженность кольцевой системы составит 245 км, на ней будет размещено около 50 крупнейших транспортно-пересадочных узлов. Но первоочередные участки будут определены только после разработки и утверждения концепции.
В модернизации транспортной системы Московской области будут участвовать и девелоперы жилья. Например, ГК "Мортон" планирует построить несколько линий скоростного трамвая — от Балашихи до Железнодорожного, от станции метро "Мякинино" до нового микрорайона, который застройщик возведет на Новой Риге. В свою очередь, менее масштабные планы призваны решить локальные проблемы, например строительство платной дороги до аэропорта Домодедово, трассы между городами Лыткарино и Железнодорожный и реконструкция внутриквартальных дорог в других населенных пунктах.
"Во-первых, в числе приоритетных направлений — строительство ЦКАД, так называемой бетонки. Реализация этого проекта позволяет довольно серьезно разгрузить подмосковные дороги",— говорит генеральный директор "НДВ-Недвижимость" Александр Хрусталев. Во-вторых, по его словам, власти серьезно занялись железнодорожными переездами, мостами и развязками. "Через Московскую область проходит много федеральных трасс, и везде идут работы по расширению дорожного полотна",— говорит он. Более того, по его словам, именно Московская область — настоящий лидер по развитию альтернативных видов транспорта. "Это передовой регион с точки зрения организации вертолетного сообщения. За основу была принята соответствующая программа, ключевая для нас. Это тот вектор, куда мы двигаемся",— говорит он.
Другим направлением является создание в регионе интеллектуальной транспортной системы. "Примерно три года назад создано ГКУ "Центр безопасности дорожного движения в Московской области" (ГКУ ЦБДД МО), в круг задач которого входит техническое обеспечение задач учета и контроля выполнения договорных обязательств перевозчиками всех форм собственности и организационных форм",— говорит Владимир Власов, доктор технических наук, советник по науке компании "Мегапейдж" ("Автолокатор"). По его словам, для решения этих задач используются современные средства спутниковой навигации, телекоммуникаций, геоинформатики, фотовидеофиксации и др. С помощью этих средств центр должен предоставлять региональным властям варианты оптимизации маршрутной сети, эффективного отбора перевозчиков на маршрутах, контроля качества и безопасности перевозок. Эта работа в Подмосковье уже началась. "Министерством транспорта Московской области разработаны единые требования к транспортному обслуживанию жителей,— подтверждает Министр транспорта региона Александр Зайцев.— Они в том числе предусматривают оборудование транспортных средств всех перевозчиков системой ГЛОНАСС с передачей мониторинговой информации в ЦБДД и наличие в салонах транспортных средств системы видео- и аудиофиксации с передачей данных в ЦБДД Московской области".
Сократить пробки
Как рассказывают в подмосковном управлении дорожного хозяйства, основной целью развития Московского транспортного узла является расширение полос движения на головных участках федеральных автомобильных дорог для ликвидации транспортных заторов. Решить эту задачу невозможно без создания системы поперечных связей между радиальными направлениями и ликвидации железнодорожных переездов через строительство путепроводов. Поэтому в рамках госпрограммы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" сегодня уже строится восемь путепроводов и три транспортные развязки, а также девять новых автомобильных дорог. Общий объем финансирования с учетом федерального и областного бюджета на строительство и реконструкцию объектов регионального значения в 2014 году составил 53,8 млрд руб.
На сегодняшний день пробки на железнодорожных переездах по своей продолжительности достигли рекордного значения. В часы пик — самого интенсивного пассажирского и грузового движения — переезды закрыты по три с половиной часа. Изменить ситуацию должно соглашение по ликвидации пересечений в одном уровне автомобильных и железных дорог, заключенное между правительством Московской области, Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ОАО РЖД. В конце 2013 — начале 2014 годов уже началось строительство сразу шести путепроводов на пересечении региональных автодорог. В итоге в 2015 году должны быть построены путепроводы на 1-м км автодороги Ступино--Городище--Озеры и 87-м км перегона Михнево--Жилево в Ступинском районе, на платформе Новодачная в Долгопрудном, на 33-м км Можайского шоссе в Одинцовском районе, а также на 20-м км Носовихинского шоссе в Ногинском районе и на железнодорожном переезде в Павловском Посаде. Все путепроводы на региональных дорогах вошли в проект "Свободный переезд" губернаторской программы "Наше Подмосковье", а движение по первому свободному переезду без пробок — у платформы Хлебниково в Долгопрудном — планируется открыть в конце декабря. Строительство этого объекта началось еще в 2009 году, но было приостановлено из-за финансового кризиса и возобновилось в 2012 году.
Впрочем, на этом подмосковные власти не планируют останавливаться. В конце текущего года на территории Московской области планируется заключить контракты на строительство еще пяти новых путепроводов через железнодорожные пути. Новые объекты будут построены в Химках в районе платформы Фирсановка, в Долгопрудном в районе платформы Водники, на 2-м км автодороги Москва--Санкт-Петербург в районе платформы Головково, а также в районе населенного пункта Тучково Рузского района, на 4-м км автодороги Москва--Бородино, а также на 1-м км дороги Чехов--Попово в городе Чехове. По всем объектам уже получено положительное заключение экспертизы и объявлены конкурсы. Всего по губернаторской программе "Наше Подмосковье" планируется спроектировать и построить 17 переездов на пересечении региональных автодорог с железнодорожными путями. Заказчиком объектов выступает Главное управление дорожного хозяйства Московской области.
Кроме того, наконец после реконструкции было открыто движение на мостовых переходах, расположенных на региональных дорогах, в том числе мост через Москву-реку на улице Митяево в Коломенском районе, через Десну на трассе М-3 в Наро-Фоминском районе, через Сетунь на автомобильной дороге ММК--Аниково--Агафоново--Кубинка в Одинцовском районе, а также переезд через Клязьму на автомобильной дороге М-10 в Солнечногорском районе. В ближайшее время также завершится реконструкция еще одного мостового перехода в Орехово-Зуевском районе Подмосковья.
Решение транспортных проблем в регионе идет с помощью самых различных финансовых инструментов. В частности, ремонт дорог в Подмосковье ведется в том числе за счет субсидий из Дорожного фонда. Благодаря поддержке правительства региона в 2014 году были отремонтированы 392 км автомобильных дорог общего пользования местного значения и дворовых территорий. Общий объем субсидий муниципальным образованиям составил 1,14 млрд руб. и еще 1,2 млрд руб. было привлечено из бюджетов муниципалитетов на условиях софинансирования.
Перспективные направления
В 2015 году подмосковные власти планируют начать строительство нескольких региональных дорог: Авиационная--Ловцово--Лямцево--Московское малое кольцо" в городе Домодедово в обход поселка Авиационный, а также транспортной развязки на пересечении трассы М-5 "Урал" и Лыткаринского шоссе в Люберецком районе. Кроме того, предполагается завершить строительство автодороги "Южный обход Подольска". В планах подмосковных властей также значатся несколько новых проектов, которые пока находятся на ранней стадии. В частности, завершение разработки проекта планировки территории и проектирование путепроводов планируется на Разинском шоссе в Балашихе, на Северном обходе Лобни, на 19-м км автострады ММК--Павловская Слобода--Нахабино у платформы Нахабино в Истринском районе. На 2015-2016 годах запланирована реконструкция Каширского шоссе на участке с 0-го по 4,4-й км, а также строительство подъезда к Подольску и развязки на пересечении Ильинского и Волоколамского шоссе в Красногорске.
Помимо расширения дорожной сети подмосковные власти во многом рассчитывают на развитие общественного транспорта. "За последнее время развитие метрополитена очень активизировалось, совсем скоро откроется первая подмосковная станция метро — "Котельники". Это большой плюс для близлежащих районов",— говорит генеральный директор компании "МИЭЛЬ-Новостройки" Софья Лебедева. Чтобы спасти ситуацию при столь возрастающем автомобильном потоке, надо не только расширять дороги, строить развязки, но и все силы бросить на развитие общественного транспорта из Подмосковья в столицу. Большие надежды сейчас возлагаются и на строительство дополнительных главных железнодорожных путей вдоль уже существующих. Благодаря этому время в пути для пассажиров сократится за счет большей скорости движения и сокращения интервалов. В свою очередь, по уже существующим путям будут проходить грузовые поезда, электрички и поезда дальнего следования.
Целенаправленное решение транспортных проблем Подмосковья, по мнению экспертов, трудно завершить без глобального подхода.
По словам Петра Иванова, для властей региона очень важно, что все закупаемые новые автобусы и электрички производятся именно в Подмосковье, что создает рабочие места и позволяет оттянуть пассажиропоток от Москвы. "Транспортную проблему невозможно решить только строительством новых дорог или увеличением количества поездов и автобусов,— считает господин Иванов.— Нужны еще и новые рабочие места на своей территории".
"Для того чтобы решить транспортные проблемы Подмосковья, в первую очередь нужно помнить, что регион не существует сам по себе, вместе с Москвой он составляет столичную агломерацию",— говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". По его словам, город и область теснейшим образом связаны друг с другом и решить отдельно транспортные проблемы Москвы и Подмосковья не получится. "Это значит, что московским и подмосковным властям надо будет договариваться друг с другом о выработке совместной транспортной политики",— говорит господин Баранов. По его словам, другим важным фактором для эффективного решения транспортных проблем является стимулирование конкуренции: в выборе вариантов решения транспортных проблем, маршрутов прохождения транспортных магистралей, выборе конкретных проектов, выборе исполнителей, выборе источников финансирования, выборе вариантов эксплуатации. В-третьих, считает эксперт, для эффективного решения транспортных проблем властям нужно быть готовыми к компромиссам: с жителями, с инвесторами, с федеральными властями.