"В отличие от наших, санкции Запада действуют"

США станут вводить новые санкции против России только, если они будут поддержаны Евросоюзом. Об этом заявил Барак Обама. Он также назвал "ошибкой в расчетах" мнение, что можно "просто продвигать санкции дальше и дальше, и затем Путин обязательно передумает". Редактор еженедельника "Коммерсантъ. Деньги" Юрий Львов полагает, что действие санкций и правда никто не может предсказать точно.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Уже почти полгода назад Россия ввела продуктовые контрсанкции, и помните, что тогда только ни говорили. Одни — что останемся без еды, другие — что на импортозамещении поднимется наш мужик-производитель. Кто б мог подумать, что ждет, как всегда, третий путь: эмбарго, как и многое другое в России, попросту не будет работать. Реально с прилавков исчезли разве что несколько видов сыра — в этой же сфере удалось подняться и нескольким отечественным производителям. Все остальное — хоть тушкой, хоть заморозкой — ловко просочилось из Европы через Белоруссию и Казахстан. Корреспондент журнала "Деньги" прошелся по магазинам с экспертом по продуктам. Так вот, все мандарины, если на них веточка с листочками, это запретный плод Испании, вся охлажденная говядина — санкционная Польша.

Все просто: Белоруссия эмбарго не поддержала, между нашими странами таможни нет. Из братской страны пошли тонны европейской еды, но с переделанными документами. По таможенной части не придерешься, и наши по привычке подключили санитарное ведомство, в данном случае Россельхознадзор. Белорусы поставили ответные пропускные пункты, и — кто бы мог предсказать такой итог! — в результате санкций, введенных против Европейского союза, по швам трещит союз Таможенный.

В отличие от наших, санкции Запада действуют. Приходится согласиться, что Запад, увидев неэффективность ограничений против отдельных представителей российского истеблишмента, избрал другую стратегию — сделать так, чтобы у всего народа появились вопросы к власти. Но я очень сомневаюсь, что в результате экономического обвала российское общество призовет силы либеральные, грамотные, человеколюбивые. В начале этого кошмарного сна казалось, что он ненадолго — просто потому, что для военной истерии и мобилизационной экономики нужна голодная, озлобленная масса людей, какая была, например, в Германии в 30-х. А у нас такой нет, после лет стабильности даже бедные успели что-то прикупить. И теперь вдруг — во многом благодаря санкциям — появление голодных и озлобленных кажется вполне реальным. И я прошу у Деда Мороза — пусть остановится эта нелепая гонка.

Вся лента