«Святая политика» Павла Пепперштейна награждена премией Кандинского

Приз в молодежной номинации достался Альберту Солдатову за видео «Бальтус»

Гран-при премии Кандинского (€40 тыс.), вручаемой в восьмой раз фондом Breus, получил Павел Пепперштейн за серию картин «Святая политика», проповедующих детский взгляд на реальность. Приз в молодежной номинации (€10 тыс.) достался Альберту Солдатову за видео «Бальтус». Награда в созданной в текущем году номинации «История и теория современного искусства» — издание книги на английском за счет фонда Breus — досталась Михаилу Ямпольскому.

Фото: Павел Пепперштейн

Перед началом церемонии вручения самой крупной российской премии в области современного искусства сцена кинотеатра «Ударник» выглядела так, как будто монтаж декораций не успели закончить вовремя. Посреди нее стояли две стремянки, а на огромном экране шел белый шум, как на сломанном телевизоре.

После того как члены обоих жюри — художественного и впервые появившегося в нынешнем году научного — прошествовали к своим местам в свете софитов, огромный телевизор «включился». По нему под монотонное бормотание группы СПБЧ («Самое Большое Простое Число») поползли отрывки из репортажей федеральных телеканалов про события российской музейной жизни: от завершения конкурса на проект реконструкции ГМИИ имени Пушкина до выставки «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги». Пока говорящие головы телеведущих растворялись в помехах, «монтажники» достраивали декорации, залезая на казавшиеся случайно забытыми лестницы.

Вместо ставшей уже традиционной ежегодной лекции приглашенной звезды современного искусства перед премией — на сцене бывшего кинотеатра в разные годы выступали искусствовед Александра Шатских, художник Александр Меламид, режиссер Питер Гринуэй — на собранных «монтажниками» экранах появились лица претендентов на премию в новой номинации «Научная работа. История и теория современного искусства», придуманной в текущем году. Виктор Мизиано и Игорь Чубаров, стоя в интерьерах здания Бориса Иофана, а Михаил Ямпольский — по Skype рассказали о том, каким, на их взгляд, должен быть музей. Награду в новой номинации получил Михаил Ямпольский за работу «Живописный гнозис», посвященную обладателю премии Кандинского-2012 Григорию Брускину. Труд Ямпольского будет переведен за счет фонда Breus и опубликован на английском, потому что по-русски он уже выходил в издательстве «Новое литературное обозрение». Правда, получать приз из рук философа Валерия Подороги вместо отсутствовавшего на церемонии Михаила Ямпольского вышел архитектор Александр Бродский, отметивший, что отсутствие лауреата на церемонии вполне закономерно и продиктовано его любовью к отшельничеству.

Претенденты на приз в «молодежной» номинации Тимофей Радя, Альберт Солдатов и Елена Рыкова отвечали на видео на вопрос «В какой музей вы бы никогда не пошли?». Самым оригинальным оказался ответ обладателя прошлогоднего спецприза «Инновации» от Stella art foundation Тимофея Ради — стрит-артиста, упорно не раскрывающего своего лица. На видео зрители премии Кандинского увидели человека в капюшоне, пишущего черным баллончиком на стене «Музей глупых вопросов». Правда, премию из рук обладателя прошлогоднего главного приза Ирины Наховой получил Альберт Солдатов за видео «Балтус». Он стал четвертым подряд выпускником школы Родченко, взявшим награду в «молодежной» номинации премии Кандинского (до него ее получали «родченки» разных лет Полина Канис, Дмитрий Венков и Евгений Гранильщиков).

Альберт Солдатов также стал единственным лауреатом премии нынешнего года, пришедшим на церемонию. Обладатель гран-при Павел Пепперштейн в Москву приехать не смог. Зато в ответ на вопрос претендентам на главный приз «В каком музее вы бы хотели видеть ваши работы?» художник прислал эксцентричное видео, где ему, одетому в синий мундир с золотыми эполетами, заплетали дреды, а в бегущей строке субтитров говорилось, что свои работы проповедник инфантилизма хотел бы увидеть либо в Музее детского творчества, либо в Музее Арктики и Антарктики, поскольку мечтает об охлаждении ситуации в Европе.

Завершилась церемония раскрашиванием проекции здания «Ударника» стрит-артистами под руководством Миши Most под совместную композицию СПБЧ и Наади (Надежды Грицкевич) «Взвешен». В одном из куплетов финальной песни церемонии звучали слова «Ты ничего не значишь, ты ничего не стоишь», как нельзя лучше отражающее завершившуюся церемонию, больше напоминавшую рекламную кампанию будущего музея в здании «Ударника». Возникал вопрос: «А не проще ли было, не мудрствуя лукаво, потратить призовой фонд, а заодно и бюджет церемонии на реставрацию здания Бориса Иофана?» Тем более что к восьмому году существования премии ежегодное шоу успело, кажется, надоесть как номинантам, так и зрителям. Финальные аплодисменты были настолько вымученными, что член жюри директор МАММ Ольга Свиблова недоумевала со сцены, почему публика такая «отмороженная».

Александра Шестакова

Вся лента