Бананом в репу
Как играют с поколением Y
За пригоршню мегабайтов
На прошлой неделе в ИТ-компании T-Systems (подразделение Deutsche Telekom) состоялся новогодний корпоратив. Дед Мороз разносил сотрудникам персональные подарки. Как выглядят презенты, не знают даже дарители — «что-то красное» или «что-то с ручкой». Но каждый сюрприз им обошелся в 50 «мегабайт».
Два месяца назад компания внедрила игровую систему мотивации, и внутренняя валюта — один из важнейших ее элементов. «Это виртуальная фишка с надписью “Mb”»,— рассказывает директор по маркетингу T-Systems Елена Красникова. Большинство сотрудников компании — представители поколения Y (см. СФ№6/2014). Найти таких непросто, учитывая профессиональные требования плюс знание двух языков, а удержать еще сложнее. Задача T-Systems — сделать так, чтобы люди пустили «корни». И выстроить систему коммуникации, интересную для молодежи. С этой целью компания запустила внутреннюю социальную сеть на платформе Pryaniky.com.
Каждый сотрудник T-Systems получает в неделю 20 Mb. И может дарить по 1-5 Mb коллегам, которые сделали что-то полезное — как эквивалент «спасибо». Обязательно указывая в соцсети, за что благодарит (помог в проекте, поделился бутербродом и т. п.), а также какому из пяти корпоративных принципов соответствовал поступок человека. Если за неделю не раздать свои мегабайты, они сгорают, кроме тех, которые человеку подарили.
Время от времени компания открывает магазин T-store, где можно валюту «отоварить». Купить значок, толстовку с логотипом компании, красивый телефонный номер, возможность посетить на профессиональную конференцию. Недавно открылся новогодний базар, где за мегабайты можно купить подарок коллеге — те самые сюрпризы, которые разнесет Дед Мороз. «Мы принципиально не предлагаем дорогие вещи вроде гаджетов — не хотим, чтобы нематериальная мотивация превращалась в материальную»,— говорит Елена Красникова.
По словам Елены, сотрудники стали активно общаться в соцсети. Из 1000 человек более 800 уже используют систему, даже представители старших поколений. Выявились и лидеры мнений — 20 человек, которые собрали больше всех мегабайтов. «Они часто помогают другим. Значит, компания может на них положиться в самых разных вопросах»,— продолжает Красникова.
Через соцсеть оказалось удобнее транслировать корпоративные новости — люди обязательно прочитают. Например, в питерском офисе T-Systems несколько раз в неделю ведет прием врач-терапевт. Но к нему никто не записывался, хотя информация весела на корпоративном сайте. Но стоило разместить объявление в соцсети, врача стали посещать чаще. А главное, все, наконец, узнали, что «спасибо» теперь можно положить в карман.
Прокачай свою репу
Репа — это небольшой круглый корнеплод. Или сокращенное от «репутация». Или словечко из лексикона геймеров (прокачать свою «репу»). Именно так назвали свою систему нематериальной мотивации и внутреннюю валюту в компании «М.Видео».
«У нас работает 18 тыс. сотрудников, в основном, молодежь. Средний возраст — 23-24 года»,— рассказывает директор по персоналу компании «М.Видео» Наталья Малеева. Полгода назад здесь запустили с помощью компании «Пряники» соцсеть «Репа». Как и в T-Systems, «репами» сотрудники благодарят друг друга за рабочие достижения и проявление неравнодушия. Еженедельный запас — 10 штук. Пропустил момент, не успел сказать «спасибо» — и все, они сгорают.
Поначалу сотрудники сомневались в полезности этого инструмента, иногда даже критиковали выбор того или иного человека. Но сейчас отношение позитивное. «Проект не только помог сделать отношения между сотрудниками более открытыми, но и принес элементы геймификации в рабочие будни»,— продолжает Наталья. Чемпионом по «репам» стал директор одного из магазинов — за месяц он получил более 1 тыс. за разработку новой методики оценки персонала, которую в итоге внедрили по всей компании.
Поначалу в компании планировали выдавать за «репы» призы и сувениры. Но, посмотрев, чем увлечены молодые сотрудники, от материального вознаграждения отказались. «Деньги — далеко не лучший мотиватор. Мы решили создать общую объединяющую цель»,— говорит Малеева. Все накопленные «репы» компания пересчитывает в реальные рубли и переводит в благотворительный фонд, помогающий детям. В среднем получается около 250 тыс. руб. в месяц. Теперь в компании думают, какую бы еще идею предложить людям — «игреки» любят разнообразие.
Банановая республика
Когда-то сооснователь и директор по маркетингу Rocketbank Алексей Колесников считал, что людей мотивируют деньги, а нематериальная мотивация — это бред. Но, побывав в роли руководителя, да еще в компаниях, где сотрудники получают большую зарплату, свое мнение изменил. Главное, по его словам, найти для сотрудников органичные стимулы. И наперекор традициям решил использовать не пряник, а кнут.
Работая в свое время в компании Grupon, Алексей придумал, как мотивировать высокооплачиваемых сейлз-менеджеров. Он повесил в комнате график, где отражал продажи в реальном времени. Пятерых лидеров назвал «спецназ», а отстающих — chiken team (куриная команда). Люди старались изо всех сил — никто не хотел попасть в куриную команду. В Rocketbank его подчиненные выполняют разные обязанности, поэтому Колесникову пришлось разработать новую систему.
«Я считаю, что маркетолог должен делать все хорошо и быть победителем во всем. Тогда какой смысл давать награду за победу, если это его работа? — рассуждал менеджер.— Нужна отрицательная мотивация». По его словам, если человек сделал что-то неправильно, он поступил неразумно — как обезьянка. Поэтому за каждый “косяк” Колесников решил выдавать штрафной банан. Сначала бананы были виртуальными, а полгода назад Алексей нашел мастера, который за несколько тысяч рублей вырезал ему 13 штук деревянных, каждый со своим дизайном.
Штрафные правила нигде не записаны, поскольку все учесть невозможно. Поэтому бананы Алексей раздает по своему усмотрению. Например, за ответы в школьном духе «я не думал», «я забыл». Или за опоздания (в офис нужно приходить к 11 часам). Но если Колесников сам пришел позже и опоздание не заметил — человеку ничего не будет. Если в последующие две недели замечаний к сотруднику нет, он может сдать банан обратно. Только должен сам напомнить об этом руководителю, иначе банан не «спишут». Всего за полгода сотрудники Rocketbank получили около 40 бананов.
Пятый банан автоматически означает увольнение. Для него даже придумали особый дизайн — обезьянки прыгают в огонь, словно в ад. Первые три банана и пятый всегда выдает Алексей. А вот четвертый может дать и коллега — за проступок или просто так, как «черную метку». Недавно, например, случилась драматичная история -– один сотрудник Rocketbank подсуетился и выдал коллеге четвертый банан, когда тому уже светил законный пятый за опоздание. Всего Колесников уволил с помощью бананов двух человек.
«Молодежи нужна игровая мотивация, они ведь работают не только ради денег,— говорит Алексей.— Но при этом важно, чтобы люди воспринимали правила не только как игру». В Rocketbank поначалу всерьез к бананам никто не относился. Некоторые до сих пор говорят, что им плевать на бананы (хотя на самом деле сильно переживают, получая штрафные очки). Но когда стало понятно, что Колесников с увольнениями не шутит, начали менять поведение. Например, один сотрудник, собрав четыре банана, взял в себя в руки и чудесным образом перестал опаздывать.
А мода на бананы в Rocketbank уже вышла за пределы отдела маркетинга — теперь игрой увлеклись разработчики и тоже заказали себе порцию деревянных фруктов. Игровая мотивация — штука заразная.