3D-mapping-шоу «Бал истории»
// Глазами Коммерсантъ
3D-mapping-шоу «Бал истории», посвященное юбилею Государственного Эрмитажа, собрало на Дворцовой рекордное число зрителей.
Такого стечения народа на центральной площади города старожилы не помнят с конца 1980-х. Правда, поводы тогда были другие, более насущные. А здесь повод самый мирный, можно сказать, возвышенный… А люди все шли и шли, несмотря на транспортный коллапс, давку на подступах к площади, шли и оставались на следующий и следующий показы, а потом, по старой русской традиции, потребовали повторить. И организаторы — повторили, нельзя отказывать зрителям. Что привело всех этих людей на Дворцовую в промозглый и ветреный декабрьский вечер? Непререкаемый авторитет Эрмитажа, который в городе не просто ценят — любят? Интерес к новым современным технологиям? Удачная информационная кампания мероприятия? Все вместе. Точнее — произошла синергия. Эрмитаж, оплот классических традиций и безупречного вкуса, приглашает на ультрасовременное высокотехнологичное шоу, в масштабах, каких на берегах Невы еще не видали. В результате состоялась встреча всех со всеми: студенческой молодежи и старой петербургской интеллигенции, детей, отцов и внуков, гуманитариев и технократов, либералов и консерваторов, представителей элит и рядовых горожан. В этот вечер Эрмитаж в прямом смысле собрал весь Санкт-Петербург, как некогда Зимний дворец объединял вокруг себя всю Российскую империю. И, что примечательно, обошлись без огороженной VIP-зоны — вечного «яблока раздора» всех городских мероприятий.
Об успехе и неудачах проекта в городе много говорили и говорят до сих пор, сначала — на улицах и в близлежащих кафе, забитых до отказа переполненными впечатлениями зрителями, которые не желали расходиться. Потом — в социальных сетях, в прессе… Уже неделю это — горячая тема, наряду с падением рубля и ростом цен. И это еще один аргумент если не в пользу успеха проекта, то, несомненно, за его целесообразность, востребованность.
Можно много рассуждать об эклектичном отборе сюжетов и текстового материала, о способах подачи шедевров эрмитажной коллекции в 12-минутном ролике, который, конечно же, не претендует ни на полноту охвата, ни на глубину осмысления двухсотпятидесятилетней истории музея. Эрмитаж велик, а ролик мал, это аксиома. Но главный эмоциональный посыл — наша история разнообразна и увлекательна, она заслуживает внимания и уважения, Эрмитаж прекрасен, там живет спасительная красота — прозвучал. И помогла в этом, прежде всего, великая музыка, широкой волной накрывавшая площадь в течение трех часов. В среду, 10 декабря, в Эрмитаже прошел день открытых дверей. Очередь на вход заполнила весь Парадный двор. Кого-то из этих людей привлек именно бесплатный вход, а у кого-то, прежде всего у молодого зрителя, интерес к музею пробудился в тот вечер, 6 декабря, на Дворцовой площади.
Многое в шоу было неожиданным, например, «Атланты» Александра Городницкого, прозвучавшие в исполнении оперного баритона под оркестр, а кое-что — и не оправдавшим ожидания. Картинка получилась не такой яркой, плотной и выпуклой, как того требует формат 3D-mapping. Оказалось, что белые ночи в Санкт-Петербурге — круглый год, а не только в июне. Зарево городской иллюминации в сочетании с густыми снежными хлопьями поглотило часть люменов мощных прожекторов, которых в городах, расположенных южнее Санкт-Петербурга, для создания объемных оптических иллюзий оказывается более чем достаточно. Впрочем, не такая уж это неожиданность. Под низким, вечно затянутым облаками северным небом все силуэты немного призрачны, подернуты туманным флером, цвета неброски. Это еще классики петербургской прозы отмечали. Яркие краски у нас, как правило, живут внутри, в залах дворцов, музеев и театров, в душах петербуржцев. А снаружи — только отблески, намеки, полутона. Но и этих намеков нам, петербуржцам, оказалось достаточно, чтобы почувствовать атмосферу праздника, торжества и настоящего единения у стен нашей главной гордости — Эрмитажа. В тот вечер над городом витал дух согласия, дружелюбия и взаимного уважения, этого не отрицают даже самые ярые критики шоу. Так что история получилась вполне петербургской.