«Справедливая Россия» спешит на валютную выручку
Депутаты предлагают обязать экспортеров продавать ее половину
Группа депутатов «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым предлагает вернуть в России норму об обязательной продаже экспортерами валютной выручки. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Авторы документа надеются, что это остановит падение рубля и станет хорошей альтернативой повышению ставок Центробанком. Но регулятор и правительство не намерены возвращать этот административный инструмент, отмененный в России еще в 2007 году. И даже сторонники такой меры сомневаются в ее эффективности в нынешних условиях.
В Госдуму внесен законопроект об обязательной продаже на внутреннем рынке РФ до 50% валютной выручки юридическими и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями. Документ подготовили Сергей Миронов, Николай Левичев и Михаил Емельянов.
Документ распространяется на сделки, которые предусматривают «передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов». Банк России сможет снижать норму обязательной продажи.
«В условиях экономического кризиса, связанного как с международными санкциями, так с падением рубля как национальной валюты РФ, повышением динамики инфляции и множеством других факторов, влекущих значительное повышение стоимости продуктовой корзины и уровня жизни населения, необходимо принятие срочных, экстренных мер по удержанию курса национальной валюты для снижения вышеуказанных негативных для граждан России последствий»,— объясняют авторы документа. Эсеры считают, что ЦБ проводит неадекватную политику в текущей экономической ситуации, отмечая вчерашнее повышение ключевой ставки до 10,5%. «Следом будут внесены поправки в Административный кодекс и, может быть, в Уголовный кодекс об ответственности за непродажу валютной выручки»,— сообщил первый заместитель главы партии Михаил Емельянов.
Правительство и Центробанк возможность принятия таких мер не рассматривают, предпочитая административному диктату метод убеждения. В условиях волатильности рынка они ведут консультации с крупными российскими компаниями по вопросам их равномерного выхода на валютный рынок, «для того чтобы они более ритмично, более равномерно осуществляли такие продажи», сообщил в программе «Разговор с Дмитрием Медведевым» премьер-министр. «У нас две цели консультаций — разъяснить суть нашей политики, ее последствия, в том числе риски от того, что экспортеры накапливают избыточную валюту. И призываем внимательно присмотреться к необходимости более равномерно подходить к продаже валюты. Мы не считаем необходимым здесь вводить какие-либо административные меры, потому что это будет нарушать экономическую логику, уводить нас от равновесных цен»,— рассказала вчера и глава регулятора Эльвира Набиуллина.
Норма обязательной продажи доли валютной выручки действовала еще в СССР. В 1991 году она равнялась 40%, а в кризисный 1998-й была повышена до 75%. Снижать долю Банк России начал поступательно с 2003 года — сначала до 25%, в конце 2004-го — до 10%. Полностью инструмент был отменен в 2007 году. В кризис 2008-го к такой практике призывал вернуться член комитета по финансовому рынку Госдумы, ныне заместитель его главы Анатолий Аксаков. Сегодня депутат хотя и назвал это хорошей превентивной мерой, но отметил, что сейчас она вряд ли позволит быстро стабилизировать ситуацию на валютном рынке.
Что намерен предпринять ЦБ в условиях кризиса
От заседания совета директоров ЦБ, которое состоялось 11 декабря, рынки ждали безусловного повышения ключевой ставки — повторения сценария начала ноября 2014 года, когда Банк России, объявляя о переходе к политике плавающего курса, отверг идею напрямую влиять процентными ставками на курс рубля к доллару. Однако при объявлении решения поднять ключевую ставку до 10,5% годовых и увеличить стоимость основных инструментов рефинансирования на 1 п. п. рынок был скорее разочарован, что отразилось на его текущем курсе, аналитики ждали более резких действий регулятора. Впрочем, во второй половине дня глава ЦБ Эльвира Набиуллина предъявила другую логику: влиять величиной ставки на курс ЦБ не намерен, его задача — по-прежнему снижение к 2017 году инфляции до уровня 4% годовых, и эта задача лишь немного отодвинута во времени. Читайте подробнее