Кто на что горазд

С тех пор как правительство России приняло решение о переходе российской экономики на "инновационные рельсы" и взяло курс на создание и поддержку объектов инновационной инфраструктуры нашей страны, прошло около десяти лет. BG решил изучить кадровое наполнение этой инфраструктуры: с каким образованием и опытом управленцы таких объектов развивают российские инновации.

Практически во всех компаниях сферы инноваций говорят, что отсутствие опыта работы в этой сфере не мешает генеральному директору руководить такой организацией. Однако при взгляде на некоторые структуры все же может показаться, что лидер не очень понимает, что делать с попавшей к нему в руки властью

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

К современной инновационной инфраструктуре России можно смело отнести такие объекты, как "Российская венчурная компания" (РВК), госкомпанию "Роснано", ОАО "Особые экономические зоны" России (ОЭЗ), различные технопарки, фонд "Сколково" и его структуры, бизнес-инкубаторы, а также венчурные фонды. Опрос участников рынка показал, что топ-менеджмент инновационных управляющих компаний не имеет профильного образования, коим можно условно считать специализацию "инновационный менеджмент" в связи с отсутствием до недавнего времени соответствующего образования в российских вузах. Поэтому большая часть этих компаний собирает специалистов и управленцев, опираясь на имеющийся у кандидатов опыт в той сфере, в которой им нужно будет решать производственные задачи.

Экспертные знания

Директор по персоналу "Роснано" Владимир Репьев говорит, что топ-менеджеры компании, как правило, имеют два образования, одно из которых неразрывно связано с экономикой и финансами. Это же характерно для руководителей второго и третьего уровня управления. "Специфика инвестиционной деятельности нашей компании требует от топ-менеджмента не только уверенного владения финансово-экономическим аппаратом, но и определенного объема профильно-отраслевых знаний, — рассказывает господин Репьев. — Однако, учитывая многообразие отраслей, в которые внедряются нанотехнологии — от медицины и биотехнологий до наноструктурированных материалов, опто- и наноэлектроники, машиностроения, — на уровне топ-менеджмента обеспечить профильное образование по всем отраслям в принципе невозможно. Определяющим является наличие обширного управленческого опыта", — говорит он.

В ОАО "Особые экономические зоны", которое управляет 29 ОЭЗ России (задача каждой из которых — создание "с нуля" обустроенных инфраструктурой площадок с последующим привлечением на них инвесторов), говорят, что как такового профильного образования для сотрудников ОЭЗ в России пока нет. "Профильным, в принципе, может считаться любое бизнес-ориентированное образование: финансы и экономика, международный бизнес, международные отношения и право", — сообщают в пресс-службе ОАО "ОЭЗ".

Так, гендиректор промышленной ОЭЗ "Алабуга" Тимур Шагивалеев окончил МГИМО, он специалист в области международных отношений, владеет английским, немецким и корейским языками. Стажировался в крупных международных компаниях.

Томск — один из самых продвинутых образовательных центров в России и весь топ-менеджмент филиала инновационной ОЭЗ в Томске оканчивал местные университеты по техническим специальностям (инженер-физик, инженер-проектировщик, инженер-электротехнолог). Руководитель ОЭЗ в Томске Константин Каминский по второму образованию еще и юрист. В промышленной ОЭЗ "Тольятти" пять из девяти руководителей, включая гендиректора Алексея Пахоменко, имеют высшее техническое образование, четверо специализируются в области экономики и права. Образование руководителя инновационной ОЭЗ "Зеленоград" Владимира Губанова и его предшественников экономическое. Каждый из руководителей одной из самых успешных площадок — промышленной ОЭЗ "Липецк" — имеет не менее двух высших образований.

Дмитрий Кленов, PR-менеджер бизнес-инкубатора "Ингрия" (входит в технопарк "Ингрия"), отмечает, что главным приоритетом для компании являются не только специализированные компетенции, но и опыт работы на конкретном рынке. "Так же, как большинство инновационных идей рождается на стыке разных технологических отраслей, большая часть профессиональных компетенций "Ингрии" связана с разносторонней специализацией наших сотрудников, больше половины которых имеют второе высшее образование или специализацию в области юриспруденции, бизнес-администрирования, защиты интеллектуальной собственности и маркетинга. Сегодня работой с проектами резидентов занимается команда из двенадцати сотрудников. Распределение по первому высшему образованию выглядит следующим образом: технологическое образование — четыре сотрудника, менеджмент — четыре сотрудника, юридическое — два сотрудника, управление инновациями — два сотрудника", — рассказывает Дмитрий Кленов.

В фонде "Сколково", РВК, а также венчурном фонде "ВТБ Управление активами" не стали делиться информацией о компетенциях и опыте работы своего менеджмента. Но, по словам директора по программам лидерства Skoltech (Сколковский институт науки и технологий) Максима Киселева, топ-менеджеры фонда "Сколково" в основном имеют профильное образование по направлениям, которые возглавляют. "Так, вице-президенты фонда, исполнительные директора кластеров "Сколково" до прихода в фонд были достаточно известны в своих индустриях, — делится он. — В качестве примера приведу Игоря Караваева, директора кластера ядерных технологий, который до "Сколково" более семи лет возглавлял департамент стратегического развития "Росатома". Естественно, для топ-менеджерских позиций люди должны обладать и значительным управленческим опытом. Если говорить о структурах "Сколково", принцип тот же. Сколтех — это университет. Его управленческая команда — это люди, объединяющие опыт и экспертные знания в своих областях науки, и в менеджменте и развитии бизнеса, и в образовании".

Отсутствующий базис

По оценкам Максима Киселева, в России почти нет профильного образования для менеджеров инновационных структур. "Есть программы в ВШЭ и в РАНХиГС по инновационному менеджменту, предлагающие магистратуру. Правда, в ВШЭ эта программа началась в этом году, выпускников там еще нет, а в РАНХиГС она больше про проектный менеджмент. Большинство топ-менеджеров в структурах "Сколково" учились за границей, а в Сколтехе абсолютно все, помимо лучшего нашего образования, имеют ученые степени из лучших университетов мира. Подобрать сотрудников такого уровня и с такими качествами, естественно, сложно", — говорит господин Киселев.

Исполняющий обязанности декана факультета экономики и менеджмента, доцент Александр Звонцов согласен, что в России слабо развито профильное образование в области подготовки кадров для компаний, специализирующихся на создании инновационной инфраструктуры. "В качестве профильной подготовки управленцев высшей квалификации, способных работать в условиях инновационной инфраструктуры, можно представить выпускников президентских программ, которые выполняют заказные проектно-ориентированные выпускные квалификационные работы", — добавляет он.

Заведующая кафедрой информационных технологий в менеджменте СПбГУ Татьяна Гаврилова также считает, что компании обеспечены профильными кадрами плохо. "Особенная нехватка специалистов междисциплинарного плана — аналитиков, прогнозистов, стратегов, креативщиков. Большинство специалистов имеют техническое образование, им не хватает знаний по бюджетированию, планированию, менеджменту всех видов", — поясняет госпожа Гаврилова.

С собеседниками BG согласны и эксперты в области HR. Директор HeadHunter по СЗФО Юлия Сахарова констатирует, что широкого круга профильных вузов или специальностей, которые бы готовили менеджеров и управленцев для инновационных компаний, в России нет. Поэтому в большинстве случаев топ-менеджеры таких организаций имеют базовое либо техническое, либо экономическое образование. "На рынке сегодня ощущается довольная сильная конкуренция между представителями высшего менеджмента. Об этом говорят данные hh.индекса (количество резюме на вакансию). В Петербурге, например, на одну вакансию в сфере "Высший менеджмент" в третьем квартале этого года приходилось 7,1 резюме, в Москве конкуренция между руководителями больше — 7,6. По России этот показатель немного меньше — 4,6. Однако для инновационного сектора важную роль играет не только образование, но и специфические личные качества: проактивность, умение отслеживать мировые и локальные тренды и опережать их, прогрессивность взглядов, предпринимательская жилка, техническая подкованность, здоровые амбиции, смелость. Таких менеджеров найти гораздо сложнее. Основным источником их поиска становится профессиональные нишевые сообщества, стартапы, интеллектуально-технические "тусовки", публичное пространство (профильные мероприятия, конференции, социальные сети)", — перечисляет она. Ключевым фактором при отборе кандидата становится опыт реализации оригинальных проектов, хорошее бизнес-образование, знание английского языка на уровне upper-intermediate и advanced. Безусловно, связи в профессиональном и бизнес сообществе играют роль.

Александр Звонцов основной кадровой проблемой в сфере формирования инновационной инфраструктуры России называет малое количество специалистов, которые не копируют западный опыт, а разрабатывают собственные подходы и стратегии ее развития, учитывая потребности конкретных отраслей национальной экономики России и особенности отечественного законодательства.

Доцент кафедры операционного менеджмента СПбГУ, руководитель проекта Smart Cities Татьяна Самсонова к основным проблемам относит зачастую односторонний фокус образования. "Студентам технических специальностей часто не хватает знаний и личностных компетенций в бизнес-среде (лидерские качества, бизнес-этикет, владение иностранными языками) для более успешной работы в организации. Одновременно бизнес-студенты часто не обладают необходимыми знаниями в области IT и технологий, что мешает им полноценно разбираться в характере деятельности компаний, в которых они работают, понимать требования клиентов и говорить с ними на одном языке", — рассказывает госпожа Самсонова. Другой проблемой она считает ограниченный спектр заданий и уровень ответственности, которым компании наделяют студентов при прохождении практики, что зачастую является демотивирующим фактором и снижает качество работы и эффективность таких программ.

Образование для новаторов

Впрочем, по словам Дмитрия Кленова, с 2003 года в шести российских вузах начали готовить бакалавров по направлению "инноватика". Эти специалисты обучаются менеджменту инновационных процессов, управлению инновационными проектами. "Поскольку "Ингрия" активно работает с ведущими вузами города, студенты, обучающиеся по этому направлению, начали проходить у нас стажировку. Сегодня два наших консультанта стали частью команды "Ингрии" после таких стажировок", — рассказывает он.

Среди вузов, предлагают обучение по специальности "инноватика", — Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ". "Специалисты в области инноватики — это управленцы с инженерной подготовкой, способные создавать новые товары и услуги, применять новые технологии, формировать и развивать инновационную инфраструктуру. Они решают задачи, связанные с инновационным развитием предприятий и отраслей экономики, управляют инновационными проектами по созданию конкурентоспособных товаров и услуг, финансовым и научно-техническим обеспечением инновационной деятельности", — рассказывает Александр Звонцов. В настоящее время в ЛЭТИ осуществляется подготовка студентов по направлению "инноватика" с присвоением квалификации "бакалавр техники и технологии".

"Выпускники бакалавриата по данному направлению подготовки могут работать менеджерами проектов, бизнес-аналитиками, консультантами в области технологического аудита, техническими директорами или директорами по развитию организаций, специалистами по инновационному развитию отраслей национальной экономики и регионов в органах государственного управления", — продолжает господин Звонцов.

Подготовка студентов по направлению "инноватика" осуществляется в очной форме на бюджетной и контрактной основе (20 и 21 студент соответственно) с 2013 года. Первый выпуск бакалавров по данному направлению в университете состоится в 2017 году, после чего планируется начать подготовку и магистров по этому направлению, с тем, чтобы бакалавры могли продолжить обучение в том же вузе. Также в 2017 году будет рассмотрен вопрос о подготовке бакалавров по очной и заочной форме обучения.

По мнению Татьяны Самсоновой из Smart Cities, в настоящее время важно иметь всестороннее образование, особенно в управленческой среде. "Знания и ориентация в нескольких дисциплинах является универсальным активом и дает возможность более широкого выбора карьерного пути, не ограниченного какой-либо определенной отраслью, и дальнейшего расширения полученных знаний. Все более и более важную роль играют компетенции в IT-сфере, а также понимание технологий и знания в сфере инновационного менеджмента", — утверждает эксперт. Она считает, что сейчас наиболее подходящий момент, чтобы уделить внимание этим направлениям, поскольку технологии достигают все более высокого уровня развития, а граница между бизнес-средой и технологиями постепенно стирается. Именно поэтому важно предлагать программы, которые, помимо общего управленческого образования высокого уровня, предоставляют слушателям возможность получить знания в сфере IT, технологий и инноваций. В качестве примера можно привести программу Высшей школы менеджмента "Информационные технологии и инновационный менеджмент" (Information Technologies & Innovation Management, ITIM).

Анастасия Цыбина

Вся лента