Странности и континенты
Психиатрическое "Путешествие Гектора в поисках счастья"
Премьера кино
Романтическая комедия "Путешествие Гектора в поисках счастья" (Hector and the Search for Happiness) снята по французской книжке, но об английском психиатре, отправившемся в путешествие по Азии, Африке и Америке с целью повышения профессиональной квалификации и общего самочувствия. Стоит ли рекомендовать в аналогичных целях сам фильм, ЛИДИЯ МАСЛОВА не уверена.
Фильм "Путешествие Гектора" начинается с довольно беззастенчивого плагиата. В драмеди Зои Р. Кассаветис 2007 года "Любовь со словарем" (Broken English) парижский таксист напутствовал непристроенную в смысле личной жизни героиню Паркер Поузи словами "I wish you find happiness", однако ставил ударение в слове "happiness" на второй слог, таким образом, что счастье звучало как "a penis". Теперь тот же лингвистический фокус нечаянно проделывает на какой-то вечеринке пожилая собеседница Гектора, уверяющая, что "everybody wants happiness", и остается лишь посочувствовать авторам русского перевода, нашедшим крайне беспомощный выход из этого, в сущности, безвыходного положения.
Впрочем, чего на свете не бывает — нельзя исключать, что каламбур, над которым ухахатываются герой Саймона Пегга, лондонский психиатр, и его герлфренд (Розамунд Пайк), был самостоятельно придуман режиссером Питером Челсомом, или автором романа "Путешествие Гектора, или Поиски счастья" Франсуа Лелордом, по которому написан сценарий, или кем-то из еще двух сценаристов. Более того, шутка обрастает новыми смыслами, если переставить "a penis" в название картины, правда, сам целомудренный "Гектор" к особым фривольностям не располагает. Великодушная подруга героя, снаряжая его в дорогу, не только пихает в рюкзак "конфетки для кругосветки" в золотых фантиках и нарядный блокнотик для путевых заметок со своей мимимишной фотокарточкой, но, кроме того, многозначительно разрешает ему "все". Но, увы, воспользоваться этой индульгенцией бедолага не сможет, хотя ему встретится и китайская мнимая студентка, изучающая туристический бизнес в ночных клубах, и жизнелюбивая африканка, и старая пассия (Тони Коллетт), глубоко беременная и безнадежно счастливая в семейной жизни.
Важной драматургической пружиной служит счастливая способность Гектора (можно даже сказать "карма") завязывать интересные знакомства в самолетах. По пути в Шанхай его неожиданно пересаживают в бизнес-класс, где он знакомится с миллионером (Стеллан Скарсгорд), берущим неопытного путешественника под свое покровительство в качестве гида, а заодно и спонсора. По дороге в Африку соседкой Гектора в трясущемся лоукостовом кукурузнике становится бесшабашная фаталистка, которая приглашает на бататовое рагу, и этот специалитет в списке образчиков счастья удостаивается отдельного пункта — ранее такой чести не заслужила даже аутентичная шанхайская утка (батат-то авторы знают, а вот назвать конкретную африканскую страну сочли выше своего европейского достоинства). В рейсе до Лос-Анджелеса Гектору встречается умирающая от мозговой опухоли пассажирка, которая на прощание тоже подсыпает ему немного грустного, но все-таки счастья, а именно возвращает пошатнувшуюся уверенность, что он хороший психиатр.
Автор книги-первоисточника сам бывший психиатр, и, возможно, из-за профессиональной привычки уговаривать и увещевать он пишет как будто для детей не очень старшего школьного возраста или для трудных пациентов со снисходительной и дидактичной интонацией разжевывания очевидного: мол, посмотри, дружок, что делают взрослые дяди, когда им в жизни чего-то не хватает. Отсюда эти примитивистские записи в дневнике наблюдений Гектора, рассчитанные на то, чтобы их усвоил десятилетний: "Многие видят свое счастье только в будущем" или "Часто счастье приходит неожиданно". Копирайт на эти максимы, безусловно, принадлежит авторам фильма, в котором не все украдено, как генитальная шутка про счастье, но все как-то избито, потерто и понадкусано. "Гектор" состоит словно из огрызков и объедков разных идей и переживаний: немного фрейдизма, немного буддизма, немного мелкобуржуазного гедонизма, но больше всего инфантильного нарциссизма и страха за свою драгоценную, хотя и скучноватую жизнь.