"В России идет дауншифтинг затрат"

Новый год обойдется россиянам в 47 тыс. руб., говорится в прогнозе Ситибанка. Расходы владельцев банковских карт вырастут на 2% по сравнению с прошлым годом. По словам собеседников "Коммерсантъ FM", больше всего денег россияне потратят на продукты и алкоголь, в то время как спрос на электронику и бытовую технику снизится.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Владельцы банковских карт потратят на Новый год по 47 тыс. руб. Такой прогноз составили эксперты Ситибанка, отчет публикует газета РБК. Согласно исследованию, в декабре 2014-го года средние расходы россиян по картам вырастут на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. При этом в прошлом декабре расходы выросли гораздо существеннее — на 9% по сравнению 2012-м годом. Больше всего денег перед новым годом россияне потратят на продукты, на товары для дома, а также на покупки в интернете одежды и техники.

Согласно исследованию Ситибанка, больше всего денег в этом декабре россияне оставят в супермаркетах. В среднем, потратить придется на 44 % больше, чем в другие месяцы и на 18% больше, чем в декабре 2013-го года.

Первое место в списке предновогодних трат занимает алкоголь: согласно прогнозам, расходы на него подскочат на 96%. В числе других популярных трат детские игрушки — рост составит 81%, косметика — 69% и ювелирные изделия — 61%. Объем интернет-покупок в декабре этого года по сравнению аналогичным периодом прошлого увеличится на 5% — до 10 тыс. руб. на человека.

Отмечается, что одежду в интернете стали покупать чаще, а в традиционных магазинах, наоборот, наблюдается отток клиентов. Число корпоративных заказов в ресторанах в 2014 году уменьшилось на треть, поэтому сезон не обещает быть высоким. На туризм россияне также потратят больше. В этом декабре по сравнению с прошлым расходы на авиабилеты увеличатся на 8%, а на гостиницы — на 2%. Впечатляющим ожидается в этом году спрос на электронику и бытовую технику. По прогнозам Ситибанка, в декабре траты в магазинах на эти товары вырастут на 67%, а в интернет-магазинах на 108%.

Базой для исследования Ситибанка стала статистика покупок по кредитным картам, которые совершали его клиенты. "Коммерсантъ FM" узнал у представителей потребительского рынка, ожидают ли они изменения поведения покупателей в этом декабре по сравнению с прошлым.

Вице-президент Ассоциации "Гастроном" Илья Завельский: "Средний чек уменьшается. Мы, конечно, ожидаем прирост, но он будет значительно меньше, чем прирост, который был год назад. Чувствуется, что денег у людей даже на самые необходимые на новогоднем столе продукты не достаточно".

Пиар-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов: "В этом году активность началась немного раньше. Мы уже в ноябре наблюдали всплеск спроса на бытовую технику и электронику. Но в целом по итогам года рынок сработает либо в ноль, либо даже в небольшой минус. Даже новогодний ажиотаж не сможет выправить показатели рынка, который в первом полугодии по отдельным категориям упал даже на 30%".

Cооснователь интернет-проекта Wikimart Камиль Курмакаев: "Приток, конечно, есть. По покупателям Wikimart мы видим, что спрос не снижается. Очень хороший рост. Декабрь всегда высокий месяц, поэтому пока преждевременно говорить о том, мог ли этот рост быть еще выше в этом декабре, но мы очень хорошо росли октябрь-ноябрь, в декабре мы продолжаем расти".

Председатель совета директоров компании "Абрау-Дюрсо" Павел Титов: "У нас все предсказуемо и стабильно, даже с неким приростом к прошлому году. Вообще, новогоднее застолье — это самый доступный вид отдыха, потому что идет некий дауншифтинг затрат в целом — больше народа остается на Новый год в России, на еду и алкоголь можно потратить чуть больше".

Также согласно исследованию, число корпоративных заказов в ресторанах в 2014-м году уменьшилось на треть, поэтому здесь сезон также не обещает быть высоким.

Лилия Пономарева

Вся лента