В России за 11 лет энергоемкость снизилась на 34%
2014-й может оказаться последним относительно благополучным годом в новой истории российского кино
Потребление энергии на душу населения является важнейшим экономическим и социальным показателем. О том, как реализуется политика энергетической эффективности в стране, и о роли в ней энергосервисных контрактов корреспондент Ксения Минилак поговорила с заместителем министра энергетики РФ Антоном Инюцыным.
Правительством в 2009 году была поставлена цель снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% (от 2007 года). Насколько реалистичными вы считаете эти планы и каких показателей удалось добиться на сегодняшний день?
С 2000 по 2013 год снижение энергоемкости российской экономики составило 34%. В США за тот же период аналогичный показатель снизился на 16%, в Германии и Китае — на 12%.
Тем не менее отставание в области энергоэффективности от других стран с развитой экономикой и промышленностью у нас остается еще очень значительным. Особенно оно заметно в жилищном секторе: среди стран с близкими тарифами на энергоресурсы российские домохозяйства потребляют в 2 раза больше энергии, чем канадские, в 3 раза больше, чем американские, и в 4,5 раза больше, чем китайские.
Вполне достижимый потенциал энергосбережения по всем секторам экономики составляет 195 млн тонн условного топлива, что эквивалентно 20% от уровня потребления энергоресурсов в 2013 году. Для экономики это могло бы означать ежегодный прирост ВВП на 2,2%.
Как вы оцениваете взаимоотношения бюджетных организаций и бизнеса в сфере энергосбережения?
Если говорить в целом, то бюджетная сфера (образовательные учреждения, здравоохранение, спортивные учреждения) потребляет огромное количество энергии. Денег на модернизацию оборудования, которое находится в этих учреждениях, нет. Есть два пути улучшения ситуации. Первый — все, что государство делает с нуля, должно соответствовать повышенным требованиям энергоэффективности. Есть ряд регионов, которые такие требования уже используют на практике, например Москва, Татарстан. Второй путь: нужно повысить требования по энергоэффективности к текущему и капитальному ремонту объектов бюджетной сферы. Так как масштабы модернизации колоссальны, а госбюджета на это недостаточно, то нужны механизмы привлечения частных инвестиций в эту область.
Как вы оцениваете внедрение так называемого энергосервисного контракта?
Энергосервисным называется тот контракт, который позволяет зафиксировать экономию от мероприятий, которые проведены на том или ином объекте. То есть основная идея — это рассчитать возможную экономию, зафиксировать ее и за счет этого обеспечить возврат инвестиций. Эти контракты можно применить лишь в ограниченных сферах. И так не только в России. То есть нет такого, что на Западе они работают, а у нас нет! Чтобы расширить сферу применения энергоконтракта, Минэнерго России подготовило методику расчета экономии. Это сделано для того, чтобы участники рынка могли применить единый стандарт расчета для бюджетной сферы. В следующем году энергосервисные компании смогут воспользоваться этой методикой, и это позволит привлечь инвестиции в бюджетную сферу по трем направлениям: внешнее и внутреннее освещение, частотные приводы электромоторов и индивидуальные тепловые пункты.
В чем сложность применения энергоконтракта в других сферах?
Давайте возьмем, например, завод по производству посуды: старые станки, которые производят продукцию. Казалось бы, почему энергосервисная компания не может поставить новое оборудование и производить на нем менее энергозатратную продукцию? Так вот получилось, что такая система неприменима с точки зрения фиксирования экономии. Тот, кто вкладывается,— энергосервисная компания — должен обеспечить окупаемость инвестиций. Но производитель посуды не может гарантировать, что он загрузит свое предприятие на 100%. Ведь никто не может гарантировать спрос на его продукцию через семь лет.
Энергосервисные компании часто говорят о пробелах в законодательстве. Введение единого стандарта улучшит ситуацию на рынке?
Введение этой методики позволит решить несколько проблем: с одной стороны, позволит бюджетной организации взять на себя ответственность, что да, по расчетам такая экономия будет, с другой — лишит бизнес неких манипуляций с расчетами. То есть у всех будет единое понимание, как считать. Министерство выпускает некий стандарт, чтобы все жили по одним правилам.
Введение стандарта стимулирует появление новых энергосервисных компаний, в том числе при банках?
Я думаю, что да. Появление методики должно дать импульс таким контрактам. Однако ждать, что энергосервисные компании появятся при каждом банке, не стоит. Но надо сказать, что в мире энергосервисные контракты занимают всего лишь 2% от общего объема всего финансирования проектов в области энергетики. Основное финансирование идет через кредиты, лизинг и так далее. Так что не нужно иметь завышенных ожиданий.
Какие регионы сегодня можно назвать самыми энергоэффективными? Где чаще всего используют механизм энергосервисного контракта?
Активно работают по этой теме Москва, Татарстан. Есть парочка неплохих проектов в Ленинградской области, Липецке. А по чуть-чуть занимаются все регионы.
Какие сейчас принимаются меры по господдержке энергосервисных контрактов и в чем сложность?
Сложный вопрос. Проблема в том, что, когда энергосервисная компания приходит в энергетическую компанию, у второй, как правило, рейтинг выше. У многих энергосервис ассоциируется с модернизацией и со всем, что связано с потреблением электроэнергии, но это не так. Нужно в целом расширять понятие энергосервиса, так как сейчас в законе написано, что это очень узкое понятие.
В бюджетной сфере или в частной чаще заключаются энергосервисные контракты?
У нас такой статистики нет. Я думаю, чаще в бюджетном секторе.