Разбой строгого режима
В участниках нападения на почтовый УАЗ признали активистов экстремистской организации
Верховный суд Башкирии (ВС) приговорил к длительным срокам лишения свободы пятерых участников нападения на «УАЗ» «Почты России», совершенного в Караидельском районе республики в 2012 году. В фигурантах дела, жителях Башкирии и Челябинской области, суд признал также организаторов и активистов местной ячейки группировки «Имарат Кавказ», деятельность которой в России запрещена. Защита осужденных не согласна с такими выводами суда. По словам адвокатов, «экстремистская» статья не была доказана.
Прокуратура Башкирии вчера сообщила о приговоре, вынесенном в пятницу Верховным судом республики по делу пятерых участников разбойного нападения на «УАЗ» «Почты России». Суд посчитал, что оно было совершено организаторами и членами экстремистской организации «Имарат Кавказ», проповедующей идею создания исламского государства на территории Северного Кавказа. Альфред Мухаметдинов из Мечетлинского района Башкирии, Артур Загидуллин из Учалов и Денис Ахметшин из Учалинского района, а также Руслан Курмангалеев и Марат Шарафутдинов из Челябинской области признаны виновными в организации и участии в деятельности местной ячейки организации, а также в бандитизме (ст. 209 УК РФ), разбое (ч. 4 ст. 162), незаконном приобретении и ношении оружия в составе организованной группы (ч. 3 ст. 222). Подсудимых Шарафутдинова и Загидуллина, кроме того, ВС признал виновными в краже в составе группы лиц (ч. 2 ст. 158). Суд установил, что в октябре 2012 года обвиняемые, вооружившись карабином, охотничьим ружьем, обрезом и травматическим пистолетом, совершили на автодороге Абызово-Шамратово в Караидельском районе разбойное нападение на «УАЗ», принадлежавший «Почте России». Как позже установило следствие, целью нападавших было ограбление: они рассчитывали, что автомобиль перевозит пенсии, а на самом деле он вез продукты. В фургон участники нападения выпустили более 20 пуль, при этом тяжело ранив водителя. С места происшествия грабители скрылись. На их след оперативники Главного следственного управления МВД Башкирии вышли по показаниям свидетеля.
В ходе задержания, как следует из материалов суда, у обвиняемых было изъято не только оружие, но и исламская литература, запрещенная судами, компакт-диски и распечатки из интернета, в частности, посвященные джихаду — священной войне с неверными. На этом основании следствие сделало вывод, что нападение на «УАЗ» совершили члены местной ячейки «Имарат Кавказ». Организатором группы следствие посчитало безработного Альфреда Мухаметдинова. По версии МВД, он стал последователем ваххабизма, начитавшись интернета, а своих сторонников завербовал в ходе обучения в одном из медресе Набережных Челнов. Активисты покинули учебное заведение, так как не были довольны преподававшимся в нем традиционным исламом, рассказал „Ъ“ государственный обвинитель Рамиль Зайнетдинов. По его словам, ячейка развернула деятельность в Мечетлинском, Учалинском районах Башкирии, а также в Челябинской области.
Во время следствия вскрылся эпизод кражи Шарафутдиновым и Загидуллиным домашнего скота, а у Курмангалеева и Ахметшина — эпизод с хищением около 30 тыс. руб. и планшета у одного из работников челябинского ООО «Кременкульские пески».
ВС приговорил Альфреда Мухаметдинова к 13 годам колонии строгого режима, Дениса Ахметшина и Руслана Курмангалеева — к 10 и 11 годам, Марата Шарафутдинова и Артура Загидуллина — к 12 и 11 годам соответственно. Также по приговору суда подсудимые должны выплатить водителю УАЗа 408,5 тыс. руб. компенсации материального вреда.
Подсудимые признали вину в инкриминируемых преступлениях частично. Все они сознались в нападении на почтовый фургон, но отрицали участие в экстремистской группировке.
Как заявил „Ъ“ адвокат Руслана Курмангалеева Александр Кузнецов, «экстремистская» статья появилась в уголовном деле за два дня до окончания следствия. «Например, у моего подзащитного нашли книжку про ислам, но она не является экстремистским материалом. Мы считаем, что обвинение в членстве в „Имарат Кавказ“ было предъявлено „для галочки”. Дело ведь возбуждалось совсем по другой статье»,— сказал он. Защитник Альфреда Мухаметдинова Светлана Гельфанд также полагает, что вина ее клиента в создании бандгруппировки не была доказана. Она намерена оспорить приговор.