Evraz перекатывает производство на Урал
«Южный стан» не вписывается в Ростовскую область
Evraz, неоднократно переносивший запуск прокатного завода «Южный стан» в Ростовской области, по данным „Ъ“, может перенести завод ближе к своему Нижнетагильскому меткомбинату (НТМК), если не найдет стратегических партнеров. Участники рынка говорят, что Evraz предлагает соинвестировать в проект и снабжать его заготовкой «Металлоинвесту», ТМК и Ростовскому электрометаллургическому заводу (РЭМЗ). Компания опоздала к олимпийским стройкам, а везти заготовки в Ростовскую область с НТМК невыгодно.
Evraz может свернуть строительство сортопрокатного завода «Южный стан» в Ростовской области, если не найдет стратегического партнера и не решит вопрос с сырьем, рассказали источники „Ъ“ на рынке. По их словам, компания планировала поставлять заготовку на завод мощностью 450 тыс. т проката в год со своего ДМЗ имени Петровского на Украине, но отказалась от этой схемы. Один из собеседников „Ъ“ связал это с конфликтом на Украине, который может затруднить поставки. Другой источник „Ъ“, знакомый с ситуацией, утверждает, что «речь идет не об отказе от поставок с ДМЗ, а о выборе между этим каналом и другими потенциальными поставщиками в зависимости от ситуации на рынке». Кроме того, нужно доинвестировать проект — по даннымМминпрома области, в него вложено 3,2 млрд руб. из 5,3 млрд руб. В материалах министерства сообщается, что запустить завод планируется в середине 2015 года.
Evraz анонсировал «Южный стан» в 2010 году, запустить его планировалось в середине 2013 года. Но в конце 2012 года возникли проблемы с поставкой оборудования, рассказывали источники „Ъ“, позже над переносом сроков задумалась сама компания. В сентябре 2013 года финансовый директор Evraz Джакомо Байзини говорил, что «инвестиции в „Южный стан“ приостановили, чтобы не создавать переизбыток предложения и снизить капзатраты».
Источники „Ъ“ в отрасли и чиновник Минпрома Ростовской области говорят, что Evraz обсуждает соинвестирование проекта и обеспечение его сырьем с Оскольским электрометаллургическим комбинатом (ОЭМК) «Металлоинвеста», РЭМЗ (подконтролен структурам, близким к Вадиму Варшавскому и кредиторам завода) и «Тагметом» (входит в ТМК Дмитрия Пумпянского). Еще один собеседник „Ъ“ говорит, что «заинтересованность в участии выразили власти области и крупный российский банк». Если никто не согласится, то Evraz демонтирует оборудование «Южного стана» и перевезет его в Нижний Тагил, разместив на площадке НТМК или рядом, а комбинат будет снабжать завод заготовкой, утверждают три собеседника „Ъ“.
В Evraz и ТМК отказались от комментариев, в «Металлоинвесте» не ответили на запрос „Ъ“. Господин Варшавский подтвердил, что предложение от Evraz поступало: «Переговоры шли в марте-апреле, но мы не договорились». По словам Вадима Варшавского, ему было бы выгодно участие в «Южном стане» (РЭМЗ и другой близкий к бизнесмену завод «Волга-ФЭСТ» производят 100 тыс. т заготовки в месяц), проблем со спросом на прокат в регионе нет, единственный недостаток проекта — сезонность спроса с марта по октябрь. В презентации НЛМК со ссылкой на данные «Металл Эксперта» указывается, что в 2013 году дефицит сортового проката в ЮФО составлял 555 тыс. т. Но источник „Ъ“, знакомый с проектом «Южного стана», говорит, что Evraz «принципиально важно разделить риски проекта с партнером».
Вадим Варшавский сомневается, что у Evraz получится договориться с участниками рынка, поэтому «план перевода производства в Нижний Тагил наиболее реалистичен». Источник, близкий к «Металлоинвесту», говорит, что все будет зависеть от условий, в том числе от комфортного банковского финансирования под достройку стана, но при текущем курсе рубля «выгоднее экспортировать заготовку». Вадим Астапович из «ВТБ Капитала» согласен, что перенос проекта был бы логичным: поставки заготовки в Ростовскую область могут стать невыгодными из-за логистики, а оборудование «Южного стана» позволит частично восполнить дефицит прокатных мощностей на НТМК (комбинат поставляет около 450–500 тыс. т полуфабрикатов для проката в год). «Пока Evraz переносил сроки запуска, мимо проекта прошли олимпийские стройки»,— говорит он, добавляя, что в 2015 году строительство в России покажет спад объемов.