"Это исключительная мера — ЦБ пытается избежать худшего сценария"
В Кремле отказались комментировать решение российского Центробанка о повышении ключевой ставки. Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Максимом Митченковым.
Как заявил "Коммерсантъ FM" пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: "Ну, ключевая ставка, это, скорее, вопрос правительства. В Кремле мы это никак не комментируем. Центробанк, он же у нас независимый". В ночь на вторник Совет директоров Банка России повысил ключевую ставку с 10,5 до 17% годовых, а также увеличил лимит по валютным РЕПО сроком на месяц с $1,5 до 5 млрд.
— Как вы считаете, как повлияет на банковский сектор это решение ЦБ?
— Решение ЦБ может в меньшей мере, до некоторой степени остановить падение рубля в связи с тем, что ключевая ставка была повышена до 17%. Это исключительная мера, ЦБ пытается избежать худшего сценария, поэтому действия в данном случае, мне кажется, они целесообразны. Но этого недостаточно, нужны одновременно и серьезные валютные интервенции ЦБ. При наличии этих двух факторов я бы, конечно, посмотрел по более высокой планке поднятия ключевой ставки, по крайней мере, до 23% при одновременном серьезном включении валютной интервенции ЦБ.
— Эксперты отмечают, что это будет способствовать прекращению долгосрочного кредитования бизнеса, в целом негативно скажется на состоянии бизнесменов и предпринимателей в России. В частности, малого и среднего бизнеса. Это приведет к падению ВВП и росту инфляции. Вы с такими аргументами согласны?
— Да, ключевая ставка Центрального банка — это, по сути дела, база кредитования процентных ставок в реальный сектор экономики. Действительно, это будут очень дорогие кредиты в экономику, и не каждый субъект хозяйствования в данный период решится взять кредит по очень высокой кредитной ставке. Тем самым вопросы, связанные с дальнейшим ростом экономического развития, несколько будут отложены.
— Что это означает для населения, какой может быть инфляция, насколько может упасть ВВП?
— Здесь, к сожалению, в одной точке сошлись несколько векторов отрицательного воздействия, и, честно говоря, в этой ситуации Центральный банк делает все возможное. Но именно то, что в одной точке сошлись несколько векторов отрицательного воздействия, это инфляция, снижение цен не нефть, санкции, понижательный тренд нашей экономики и вход в зону нулевого роста, все это сказалось и, безусловно, в определенной степени будет влиять на продуктовую корзину населения и на другие товары.
— То есть Центробанк вы не вините? Некоторые эксперты просто говорят, что странные действия у Центробанка, что недостаточные действия, вы так не считаете?
— В данной ситуации ЦБ в силу сложившейся объективной ситуации, о которой я сказал, что в одной точке сошлись, он делает все возможное, выбирает наиболее оптимальные, если можно сказать, в этом случае оптимальные варианты для того, чтобы стабилизировать девальвацию рубля. Эти действия ЦБ, в частности, шаг по значительному увеличению ключевой ставки. Надеюсь, будут внедрены механизмы серьезных валютных интервенций, могут со всей очевидностью, стабилизировать рубль с дальнейшим некоторым повышением его стоимости.
— Это краткосрочная будет история, или в долгосрочной перспективе это возможно сделать?
— Наши государственные институты и ЦБ, — он не является государственным институтом, — работают не единовременно, это вопросы объемного видения тех процессов, которые происходят. А процессов много, я надеюсь, что будет создана все-таки соответствующая программа, где будут включены задачи и ЦБ, задачи Минэкономразвития, задачи всего правительства. И я надеюсь, что если не в ближайшие месяц-полтора, то в обозримом будущем, в 2015 году, произойдет определенная стабилизация, наша экономика начнет потихонечку выходить на стартовые позиции. И в 2016 году движение будет позитивным.
— Что дает основания для такого оптимизма? Ведь цены на нефть идут вниз, санкции сохраняются.
— А нам отступать некуда.
— Но это такой эмоциональный фактор, все мы хотим, чтобы было все хорошо, конечно.
— Дело в том, что наша экономика давно уже перезрела как сырьевая экономика, и, естественно, в такой сырьевой экономике и соответствующая национальная валюта имеет соответствующие качества. Чтобы укреплять рубль, недостаточно действий ЦБ, это вопросы не манипуляции какими-то рычагами или какими-то другими воздействиями, чисто эмоционально: "Нужно сделать так, так — будет так". Это глубинные процессы, которые нам нужно решать, а решения этих вопросов лежат в диверсификации экономики. Уже процесс обозначился.