«Весь бизнес в России замер»

Участники рынка о последствиях выбранной ЦБ стратегии

Жертвовать экономикой в обмен на более крепкий рубль — это неразумная политика, заявил в эфире "Коммерсантъ FM" бизнес-омбудсмен Борис Титов. Собеседники радио новостей согласны: негативный эффект от меры регулятора ощутит не только бизнес, но и обычные граждане.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Спасать рубль за счет экономики неразумно, заявил в эфире "Коммерсантъ FM" уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. Так бизнес-омбудсмен прокомментировал решение ЦБ повысить ключевую ставку.

При этом глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила журналистам, что принятые меры не станут ограничением для развития российских проектов. Она отметила, что Центробанк сохранил специальные инструменты и ставки по ним. Это касается инвестиций и проектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, а также сырьевого экспорта.

В ночь на вторник, 16 декабря, ЦБ поднял ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых. Малый и средний бизнес вряд ли серьезно пострадают от роста ключевой ставки Центробанка — чего нельзя сказать о банковском секторе, отметил в свою очередь советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов.

"Малый и средний бизнес и до этого имел скорее призрачную возможность кредитоваться на Западе, да и услугами российских банков пользовался отнюдь не в том объеме, в котором стоило. Поэтому в нынешних условиях, когда бизнес и без того испытывает давление, в частности, за счет снижения спроса, сильно ухудшить его ростом ставок, пожалуй, невозможно, уже хуже некуда. Если же говорить о тех, кто явно пострадает от этого шага, то, прежде всего, стоит рассматривать не столько малый бизнес, сколько малые банки, а также банки с недостаточным уровнем капитала", — пояснил в эфире "Коммерсантъ FM" Хестанов.

Первыми удар на себя от роста ключевой ставки примут компании, которые имеют валютные кредиты. Лучше придется тем, у кого займы в рублях или вообще их нет, отметила председатель общественной организации "Бизнес солидарность" Яна Яковлева.

"Если возвращаться к теме кредитов, то понятно, что для любого бизнеса это очень плохо. Никаких кредитов, конечно, — об этом уже никто и не думает. Фактически, это запретительная ставка для всякого рода деятельности. Сейчас вообще весь бизнес замер, замерла вся торговля и сделки, и все просто сидят и смотрят на работе новости.

Какие-то дефолты будут, но, прежде всего, это будут те компании, у которых были кредиты в валюте. Понятно, что эта ставка разгоняет инфляцию, то есть если инфляция будет еще больше, то никто не будет ничего инвестировать, никто ничего не будет делать, и ВВП будет снижаться по объективным причинам", — подчеркнула Яковлева.

Нынешнее повышение ключевой ставки — уже шестое с начала года — однако самое резкое. Выбранная Центробанком стратегия уже отразилась на производственном секторе, отметил глава аналитического отдела Управляющей компании "Капитал" Андрей Верхоланцев.

"Вышли данные по динамике промпроизводства за ноябрь. Они показали неожиданное падение, причем очень серьезное. И наверное в этом падении есть вклад высоких ставок, которые повышают не один месяц. Да, ставки запретительные.

Центробанк не раз говорил, что его главная цель заключается в снижении инфляции. То есть ради этого он готов временно отступиться от экономического роста. Но нужно признать, что ставки очень высокие, и бизнесу очень трудно обслуживать кредиты по этим ставкам", — уточнил Верхоланцев.

На нефтяном секторе принятые Банком России меры также скажутся, причем почувствуются они и в розничной стоимости бензина, отметил председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев.

"Любое повышение ставок является добавочной стоимостью к любому конечному продукту. Поэтому здесь, так или иначе, это дополнительные затраты нефтяных компаний, особенно независимого сектора. Так или иначе, это найдет свое отражение в затратах. Отразится ли это на ценах конечной продукции, то есть на заправках — это один вопрос. Может и отразится", — предположил Зуев.

Российской экономике сейчас будет необходим приток инвестиций в валюте, считает зампред правления Института развития финансовых рынков Валерий Петров.

"Банкам я не завидую, но стерилизация избыточной рублевой ликвидности — это единственный путь. Сейчас мы перекроем краник спекулятивной валюты, надо срочно открывать приток нормальной валюты, который идет за счет продажи наших услуг — например, допуск иностранцев к каким-то разработкам полезных ископаемых в России. В Россию должна прийти валюта. Если этого не произойдет, действие ЦБ будет очень ограничено во времени. А если мы посмотрим на капитализацию российского рынка, то в понедельник она составила $385 млрд. Извините меня, это почти половина капитализации одной компании Apple. У нас реально недооценка крупнейших российских компаний", — отметил Петров.

Как заявила в интервью телеканалу "Россия-24" глава ЦБ Эльвира Набиуллина, повышение ключевой ставки, в первую очередь, призвано повлиять на инфляцию. По ее мнению, влияние решения Центробанка на валютный рынок "косвенное и не мгновенное". Набиуллина также уточнила, что ЦБ важно состояние экономики России, а также защита сбережений граждан от инфляции.

Лилия Пономарева

Вся лента