«Центральный банк превратился в кочегарку для спекулянтов»
Советник президента Сергей Глазьев о ситуации на валютном рынке
Ведущий "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев спросил у экономиста, академика РАН Сергея Глазьева, что будет с российской экономикой.
— Какие действия — неважно, Центробанка, не Центробанка, — давайте скажем деликатно: властей финансово-экономических могут привести к хоть какой-то стабилизации ситуации? Что надо было бы делать сейчас?
— К сожалению, руководство Центрального банка запуталось в трех соснах, они не могут никак разобраться во взаимосвязи между процентными ставками, курсом валюты и инфляции. Это печально, потому что в понедельник у нас должно было состояться заседание Национального финансового совета, на котором мы планировали обсудить происходящие события, так руководство Центрального банка прикрыло заседание НФС, который является наблюдательным органом над Центральным банком, и, не объясняя никаких причин членам совета, просто не стало проводить заседание. Вместо этого они келейно провели заседание совета директоров и взяли на себя ответственность за очередное авантюрное решение, которое окончательно повергло рынок в панику, потому что смысла того, что они делают, уже никто понять не может.
В принципе, я могу объяснить, что они делают: у них на вооружении стоит американская методика работы со спекулятивным рынком, которой их обучили, наверное, где-то в Вашингтоне или в другом городе.
Смысл этой методики в том, что они манипулируют ключевой так называемой ставкой, по которой объявляют, что будут выдавать кредиты, и затем проводят рублевую эмиссию на рынок таким образом, чтобы рынок пришел в равновесие именно вокруг этой ключевой ставки. Иными словами, они пытаются манипулировать рынком через однодневные спекулятивные операции.
Они считают, что вся наша экономика — это один большой спекулятивный рынок, на котором действует громадное количество брокеров или спекулянтов, и фактически вся денежная политика ограничивается одним днем, то есть они работают только со спекулятивным сегментом рынка. Но, если в Америке этот рынок очень большой, и там множество игроков, и можно считать, что относительно они действуют независимо, то у нас рынок полностью манипулируемый, у нас нет никакого рынка свободной конкуренции брокеров.
У нас брокеры откачивают деньги. Наберут деньги в кредит у коммерческих банков крупных, коммерческие банки, представьте себе, берут сегодня кредит, предположим, под 17% годовых, вчера брали под 10% годовых. Они ссужают брокерам кредит, предположим, под 20% годовых, а брокер сегодня на рынке заработал 1000% годовых. Какая ему разница: 17% или 10%?
То есть Центральный банк поднимает процентную ставку, окончательно перекрывая кислород, перекрывая доступ к деньгам реальному сектору экономики, который работает на норме рентабельности 8-9%, и фактически загоняют всю ликвидность в экономике в спекулятивную воронку. Еще подкачивают деньгами: от того, что они подняли ставку, спрос на деньги со стороны спекулянтов не уменьшился, они по-прежнему по операциям РЕПО однодневных берут деньги у Центрального банка, теперь под 17%, но за это они получают 1000% прибыли.
Центральный банк превратился в кочегарку для спекулянтов фактически, он накачивает и накачивает деньги в пользу спекулянтов, вообще не думая о реальном секторе и ограничивая свою активность обслуживанием крупномасштабных спекуляций через крупнейший банк.
— Сколько у нас еще времени, если, предположим, руководство Центробанка останется прежним, если политика Центробанка останется прежней, сколько у нас времени до полного и окончательного уже безвозвратного коллапса?
— То, что происходит, с точки зрения нашей большой экономической системы, — это пока еще буря в верхних слоях атмосферы. И хотя эта буря уже привела к тому, что значительная часть сбережений граждан обесценилась, но, тем не менее, пока еще есть все возможности все это дело прекратить в течение двух суток и вернуться к нормальной стабильной работе.
Прекратить эту работу этой финансовой воронки спекулятивной, засасывающей деньги в спекулятивный спектр, и то, что творится на рынке сегодня — это на 85% манипулирование рынком со стороны крупных игроков, связанных с государственной банковской системой.
— То есть мы пока точку невозврата финансово-экономического не прошли?
— Пока лопаются финансовые пузыри, которые сам Центральный банк и раздувает, но печально, что это ведет к дестабилизации всей экономической системы и дезориентации людей, потому и паника появилась. То, что появилась паника — это, к сожалению, уже очень плохо, потому что с этим уже трудно бороться.
— Это внутренняя санкция в лице монетарного руководства страны или все-таки внешние санкции оказали влияние, и эта атака на рубль, в том числе, спровоцирована извне, и это элементы большой экономической войны против России? Что это в большей степени?
— Роль внешних санкций — это все равно, что у вас к газовой трубе поднесли фитиль, и если у вас газовая труба незащищена от попыток поджога извне, то вы получаете пожар.
Роль внешних санкций — это был всего лишь такой небольшой инициирующий импульс, который наложился на то, что Центральный банк вместо того, чтобы успокоить рынок и сказать, что все будет стабильно, начал говорить упорно и последовательно пугать рынок тем, что они отпустят, прекратят контроль за курсом рубля.
Рынок уже напрягся и готов, например, к тому, что курс рубля полетит вниз после бесконечных разговоров руководства Центрального банка о том, что они из-за того, что занимаются таргетированием инфляции, как они говорят, прекращает таргетировать рубль. Но нормальный человек не понимает, что это значит, он понимает это одним способом, что значит, рубль будет падать.
Именно так восприняло спекулятивное сообщество все эти разговоры, и как только Центральный банк поднял процентную ставку и сделал бессмысленным вливание денег в реальный сектор, то весь финансовый сектор переориентировался на спекулятивные операции, им же надо чем-то заниматься.