Burevestnik приплыл в сочинскую марину
Компания получила в управление объект "Совкомфлота"
Как стало известно "Ъ", Burevestnik Group Андрея Бойко будет управлять мариной, построенной "Совкомфлотом" в Сочи к прошедшим зимним Олимпийским играм. Это первый случай передачи олимпийского объекта частной компании, а не государству, как это уже было со стройками Сбербанка и владельца "Реновы" Виктора Вексельберга.
Burevestnik Group, как сообщил "Ъ" основатель и гендиректор компании Андрей Бойко, будет управлять яхтенным портом "Сочи Гранд Марина". В пресс-службе "Совкомфлота" (владелец объекта) подтвердили эту информацию. "Мы рассчитываем, что наша яхтенная гавань в Сочи превратится в центр притяжения всех любителей водно-моторного и парусного спорта",— передал заместитель гендиректора "Совкомфлота" Александр Куртынин.
Принадлежащий государству "Совкомфлот" владеет пассажирским портом в Сочи через "Новошип"; о реконструкции объекта и строительстве здесь марины было объявлено еще в 2010 году. Тогда стоимость проекта оценивалась в 18 млрд руб. (около $600 млн по тогдашнему курсу). Из общей суммы около 6 млрд руб.— это средства бюджета страны — пошли на строительство гидротехнических сооружений в открытом море и нового пассажирского терминала.
В "Совкомфлоте" говорят, что группа Burevestnik выбрана по итогам конкурса, где участвовали крупные международные операторы: IGY Marinas, Camper & Nicolson, D-Mari. В ближайший год в развитие объекта в Сочи компания намерена вложить более 100 млн руб., обещает господин Бойко. Эти средства пойдут на благоустройство причалов, сервисной инфраструктуры и коммерческой недвижимости — это около 5 тыс. кв. м без учета здания морского вокзала.
Сейчас "Сочи Гранд Марина" может принимать до 290 яхт, в том числе десять крупных судов размером до 140 м. К 2020 году Burevestnik Group намерена увеличить емкость до 360 мест. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", за весь 2013 год выручка ООО "Морпорт Сочи", на балансе которого находится объект, составила 207,8 млн руб. По словам директора "Роял яхт-клуба" Антона Долотина, компания, управляющая мариной, может получать вознаграждение в размере около 10% от оборота. Есть второй вариант, когда управляющая компания арендует марину у собственника и сдает места в субаренду. "Еще год назад эта схема в Сочи была выгодна,— продолжает эксперт,— но при текущей экономической ситуации она выглядит рискованно".
Строительство "Совкомфлотом" марины вызвало негативную реакцию со стороны "Базэла", рассказывали ранее "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Холдинг Олега Дерипаска согласился построить в Имеретинской бухте порт для перевозки грузов для нужд Олимпиады: в обмен бизнесмену разрешили после Игр создать здесь марину. Общие затраты на порт составили 6 млрд руб. Стройка оказалось убыточной, так как обещанные Минтрансом и "Олимпстроем" объемы перевалки грузов так и не были поставлены, а из-за конкуренции с "Сочи Гранд Мариной" будущая стоянка для яхт не может покрыть убытки. У структуры "Базэла" даже возникли проблемы с кредитором стройки — ВЭБом, требовавшим через суд погасить 4,6 млрд руб. (см. "Ъ" от 15 апреля). По словам господина Бойко, Burevestnik ведет переговоры с "Базэлом" об управлении мариной в Имеретинке. "Но в этом случае нас интересует не акватория — порт плохо защищен от южной волны, а устройство волнозащиты требует значительных затрат,— поясняет бизнесмен.— Мы могли бы использовать береговую часть объекта "Базэла" для развития сервисной и ремонтной базы, а также для зимнего отстоя на берегу. В этом случае оба проекта не конкурировали бы, а отлично дополняли бы друг друга". В пресс-службе "Базэла" опровергают информацию о возможных переговорах.
Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев не исключает, что сейчас почти все инвесторы Олимпиады готовы отдать государству свои объекты, как это пытается сделать Сбербанк с трамплинами в Красной Поляне или структура "Реновы" Виктора Вексельберга с отелем в Имеретинке (инвестор намерен передать объект под Всероссийский детский центр; см. "Ъ" от 16 декабря). Но, уверен эксперт, если бы передачу марины государству также можно было бы аргументировать как социально важный проект, его владельцы непременно этим воспользовались бы.