Бизнес-взял

«Омскавиасервис» отстоял право продавать свои активы сторонним инвесторам

Понуждение ЗАО «Омскавиасервис» продать почти за 20 млн руб. бизнес-зал пассажирского аэровокзала, принадлежащего областным властям ОАО «Омский аэропорт» признано незаконным. На основании решения суда апелляционной инстанции также был снят арест с помещения и доли земельного участка под ним. Таким образом, стала возможна ранее запланированная сделка «Омскавиасервиса» по продаже актива «Аэрофлоту» за 35 млн руб. В «Аэрофлоте» ситуацию пока не комментируют, а аналитики предупреждают, что из-за сложной экономической ситуации в стране и паники на валютном рынке сделка может быть закрыта с существенным дисконтом.

Фото: Харламов Вадим/Ъ, Коммерсантъ

Восьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение первой инстанции и признал незаконным понуждение ЗАО «Омскавиасервис» продать бизнес-зал омского пассажирского аэровокзала ОАО «Омский аэропорт». На основании этого решения омский арбитраж по ходатайству «Омскавиасервиса» отменил обеспечительные меры и снял арест на помещение бизнес-зала площадью 300,7 кв. м на улице Транссибирской, 28, и 2/25 доли в земельном участке под зданием.

Как сообщал „Ъ“, в октябре омский арбитражный суд удовлетворил иск принадлежащего региональному правительству ОАО «Омский аэропорт» к ЗАО «Омскавиасервис». Суд понудил ЗАО продать помещение бизнес-зала и долю в земельном участке за 19,68 млн руб. Основанием стало то, что условие продажи помещения и земли было прописано в досрочно расторгнутом с аэропортом полгода назад по инициативе «Омскавиасервиса» договоре аренды. Расторгнуть договор аренды ЗАО вынудили действия назначенного в декабре прошлого года генеральным директором «Омского аэропорта» Виктора Титарева. В «Омскавиасервисе» тогда поясняли, что топ-менеджер решил в три раза — с 30 до 10% — урезать доходы ЗАО от эксплуатации бизнес-зала, а остальные 90% отдать аэропорту. Таким образом, подчеркивали в «Омскавиасервисе», предприятие получит порядка 7 млн руб. выпадающих доходов в год, которые восполнить при прибыли в 200 тыс. руб. не удастся.

С просьбой предотвратить «незаконные действия» руководителя аэропорта коллектив ЗАО даже обращался к губернатору Омской области Виктору Назарову, однако реакции от чиновника не последовало. В итоге ЗАО отказалось продавать бизнес-зал и землю аэропорту, называя цену почти в два раза заниженной. В компании тогда заявляли „Ъ“ о намерении заключить сделку по продаже актива с «Аэрофлотом», ссылаясь на наличие предварительных договоренностей. Однако из-за судебных тяжб и наложения ареста на имущество сделку пришлось отложить. Бизнес-зал омского аэровокзала был построен «Омскавиасервисом» в 1996 году для обслуживания пассажиров, вылетающих бизнес-классом. В 2010 году ЗАО передало принадлежащие обществу помещения в аренду ОАО «Омский аэропорт». Согласно «СПАРК-Интерфакс», 80,6% акций «Омскавиасервиса» принадлежат российским гражданам, 19,4% — ОАО «Омский аэропорт» (85,265% акций аэропорта находятся в региональной собственности).

Вчера руководитель «Омскавиасервиса» Андрей Похилюк сказал „Ъ“, что вступившее в законную силу решение апелляционной инстанции позволит им возобновить переговоры с «Аэрофлотом» о продаже бизнес-зала. «Пока мы на них не выходили, поскольку решение арбитража о снятии обременения я получил только вчера. Осталось процедурно завершить этот момент через службу судебных приставов, и тогда мы вновь возобновим переговоры с ”Аэрофлотом”. Предлагать другим авиакомпаниям актив мы не планируем», — сообщил господин Похилюк. В «Аэрофлоте» вчера отказались комментировать перспективу переговоров и заключения сделки.

В омском аэропорту заявили о намерении обжаловать решение апелляционной инстанции в арбитражном суде Западно-Сибирского округа (Тюмень). «Несмотря на то что в договоре аренды право выкупа аэропортом бизнес-зала было зафиксировано по цене в 19,7 млн руб., что, на наш взгляд, значительно выше рынка, мы были готовы приобрести объект и на этих условиях. Однако со стороны ЗАО ”Омскавиасервис” неоднократно предлагались нам совершенно иные суммы, в частности 35 млн руб.», — сказали в пресс-службе аэропорта. По данным компании, в августе 2005 года бизнес-зал аэровокзала был продан «Омскавиасервису» за 3,375 млн руб. «Доход от деятельности бизнес-зала только за последние четыре года составил порядка 33 млн руб., что в десять раз превышает стоимость, по которой ”Омскавиасервис” выкупил объект у аэропорта, не считая при этом пятилетний период с 2005-го по 2010 год», — сказали в ОАО «Омский аэропорт». При этом представители предприятия добавили, что сейчас ими организован собственный бизнес-зал, «поэтому вопрос приобретения помещения у ЗАО ”Омскавиасервис” под организацию собственно бизнес-зала во многом утратил свою актуальность».

Эксперты полагают, что приобрести бизнес-зал омского аэровокзала будет выгодно любой российской авиакомпании, выполняющей перелеты бизнес-классом. «Инвестицию в 35 млн руб. авиакомпания окупит за два с половиной года и дальше пойдет в прибыль. Аэропорт от потери бизнес-зала, конечно, останется в проигрыше. Но это плоды деяния нынешнего руководства, когда сначала финансово изматывается малое предприятие, а потом идет принуждение по дешевке продать актив», — сказал экс-глава омского аэропорта Сергей Круглов.

Аналитики, впрочем, полагают, что для сделки сейчас не самое подходящее время. «Сложная экономическая ситуация в стране и паника на валютном рынке потенциально могут обусловить существенный дисконт при сделке. Последнее может негативно сказаться и на привлекательности актива для ”Аэрофлота” ввиду возможных сложностей компании из-за перспектив падения пассажирского потока в 2015 году, обусловленных общеэкономическими проблемами», — считает финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин.

Анастасия Митьковская

Вся лента