Дилеры чувствуют опустошение
Обвал рубля вызвал небывалую активность на автомобильном рынке
Автомобильный рынок Западной Сибири накрыло волной ажиотажного спроса, который уже привел к дефициту целого ряда марок. Прежде всего европейских производителей. Помимо обвала рубля, который подстегнул местных покупателей, эксперты называют еще одну причину — наплыв покупателей из Казахстана, где местная валюта тенге пока стабильна. Дилерам этот ажиотаж позволит улучшить показатели по итогам года, который складывался для них непросто.
Растущий спрос на автомобили, как продающиеся дилерами автопроизводителей, так и на вторичном рынке, зафиксирован во всех регионах Западной Сибири. Его основной причиной стало резкое ослабление национальной валюты. «Бурный всплеск, существенно превышающий традиционную для этого сезона покупательскую активность, обусловлен желанием россиян и даже жителей соседних государств приобрести машины по „старым“ ценам, не учитывающим еще ослабление рубля к доллару и евро. В то же время есть сведения, что часть автодилеров приостанавливают продажи в расчете дождаться стабилизации на валютном рынке и определиться с новым уровнем цен», — описал ситуацию „Ъ“ аналитик инвестхолдинга «Финам» Анатолий Вакуленко.
Вопросы об объемах продаж последних недель, отправленные вчера „Ъ“ нескольким новосибирским дилерам, до конца дня остались без ответа. «Сметают все. Еще быстрее, чем в 2008 году», — сообщил «РИА Новости» сотрудник автосалона Renault, добавив, что за вторник цена на автомобили выросла на 60 тыс. руб. Сотрудник салона Volkswagen также отметил повышенный спрос. По его данным, со среды цены на новые автомобили в салоне повысились в среднем на 10%, а в четверг повысятся еще на 20%.
«Автомобили европейских и японских производителей проданы все. Кое-где остались только неходовые модели», — рассказал один из экспертов новосибирского автомобильного рынка. Так, по его словам, джипов Grand Cherokee в городе в продаже у дилера просто нет, другие модели Cherokee подорожали за последние два дня в сумме на 400 тыс. руб. Модели Subaru — на 200 тыс. за то же время. Исчезли из продажи и Land Cruiser, которые до обвала рубля были выставлены за 3,2-3,5 млн руб. В редких частных объявлениях они продаются за 4,6-5,2 млн руб. В салоне Audi, добавил источник „Ъ“, ему сообщили, что поставка нового автомобиля может произойти не ранее чем через три месяца, поскольку все экземпляры, находящиеся в настоящее время в автовозах, уже распроданы.
Аналогичная ситуация сложилась в Омске. «Нельзя сказать, что какие-то модели пользуются большим спросом. Выбрав дорогую машину, покупатель спрашивает: а что есть еще? Со складов продано все, хоть табличку вешай: „Салон закрыт до весны“», — рассказал гендиректор ООО «Феникс-авто» (официальный дилер в Омске Citroen, Skoda, Suzuki, Subaru, Hyundai, Honda) Сергей Сырников. «Уже в декабре у нас проданы контракты до июня, такого никогда не было. Звонки от жителей Казахстана идут каждый день, но ничем помочь мы им не можем: все уже скупили омичи, машины исчезли из свободной продажи еще два месяца назад», — пояснил, в свою очередь, исполнительный директор дилерского центра «Тойота Центр Омск» Виктор Гребенников.
Впрочем, опустошаются не только салоны дилеров крупных автопроизводителей, но и рынок подержанных машин. «С начала декабря автомобили вывозятся в Казахстан автовозами, берут даже некондицию. Ранее объявление о продаже авто могло висеть месяцами, сейчас машина продается в течение нескольких часов, хотя цены выросли значительно. На рынке подержанных автомобилей работать не с чем — деньги есть, а купить нечего», — сообщил, в свою очередь, омский перекупщик подержанных автомобилей на условиях анонимности. О резком увеличении в Новосибирске числа покупателей автомобилей из Казахстана говорят и эксперты специализированного портала Drom.ru. «Они скупают российскую валюту и едут в Новосибирск, чтобы выгодно приобрести автомобиль. Выбирать авто в России жители Казахстана предпочитают в интернете», — отмечают эксперты. По данным Drom.ru, с 2 декабря, когда доллар превысил отметку в 52 руб., количество пользователей из Казахстана увеличилось в 2,5 раза, при этом пик продаж приходится на авто не старше трех лет с обязательным экологическим стандартом «Евро-4».
По словам новосибирского эксперта, дилеры предупреждают, что в начале 2015 года рост цен продолжится — до 30%. «Мы опасаемся, что с января будет полное затишье — производители не пришлют новые машины до апреля. На сегодняшних продажах нужно будет продержаться все это время», — сделал прогноз господин Сырников.