Сто лет на банду
Вынесен приговор крупной татарстанской ОПГ
В Татарстане вынесен приговор по делу в отношении «авторитетного» предпринимателя Александра Мамшова — предполагаемого лидера ОПГ «Мамшовские» и пятерых его сообщников. Они были признаны виновными в бандитизме, нескольких убийствах и других преступлениях. По версии следствия, группировка более десяти лет контролировала предпринимателей Нижнекамска. В ходе расследования «мамшовские» пытались через своего адвоката за 1 млн рублей организовать увольнение занимавшегося разработкой ОПГ оперативника МВД, чтобы «разобраться» с ним. В общей сложности подсудимые получили 100 лет колонии строгого режима.
В среду в Верховном суде Татарстана завершилось длившееся два дня оглашение приговора по уголовному делу жителей Нижнекамска: 49-летнего предпринимателя Александра Мамшова, а также 43-летнего Андрея Бердникова, 42-летнего Дмитрия Гопоненко, 41-летнего Сергея Сорокина, 39-летнего Ильдуса Ганиева и 36-летнего Дениса Лушникова. Подсудимые были признаны виновными по ст. 209 УК РФ (создание устойчивой вооруженной банды и участие в ней), ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, сопряженное с бандитизмом), ст. 126 УК РФ (похищение человека), ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия), ст. 158 УК РФ (кража), ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав). Как отметили в прокуратуре Татарстана, преступления были расценены как «совершенные организованной группой» «в крупном и особо крупном» размерах.
По версии следствия, Мамшов создал свою банду «Мамшовские» в 1997 году, когда наряду с криминальной деятельностью занимался в городе и вполне легальным бизнесом, например, оптовой торговлей различными товарами, ресторанным бизнесом. Кстати, до задержания он, по некоторым данным, проживал в Объединенных Арабских Эмиратах, где был совладельцем клуба восточных единоборств. На вооружении у банды имелись пять пистолетов, три автомата Калашникова, два обреза, пять гранат Ф-1, а также различные боеприпасы и более килограмма тротила. Отметим, о существовании молодежной группировки «Мамшовские» в городе знали еще с конца 80-х годов. В 90-х ОПГ была одной из самых влиятельных и контролировала большинство местных предпринимателей, включая даже торговцев пирожками. Как считает следствие, ее основным источником дохода являлся контроль над крупными предприятиями — только установленная сыщиками сумма ущерба последних составила не менее 4 млн рублей. Так, группировка занималась похищением продукции одного из крупнейших нефтехимических предприятий в Европе — ОАО «Нижнекамскнефтехим». Согласно материалам дела, группа собственных боевиков Мамшову была нужна, чтобы разрешать в свою пользу конфликты в ходе борьбы за сферы влияния. Судя по всему, банда имела поддержку со стороны местных правоохранительных органов — один из потерпевших предпринимателей в суде рассказывал, что стал свидетелем того, как в 90-х годах ее членов отпустили после задержания: Мамшов «зашел в кабинет и поговорил» с руководителем местных борцов с оргпреступностью.
Согласно материалам дела, в марте 2000 года «мамшовские» ликвидировали лидера ОПГ «Вахитовские» по кличке Диша, расстреляв его и приятеля из пистолетов ПМ у подъезда своего дома на нижнекамской улице Сююмбике. Как считает следствие, с Дишей у Мамшова «сложились неприязненные отношения в связи с борьбой за контроль над предпринимателями, работавшими в одном из рыночных комплексов». А в сентябре 2002 года «мамшовские», по версии следствия, убили одного из своих соратников, не желая делить с ним выручку от похищенной продукции «Нижнекамскнефтехима». Хищения с этого предприятия бандиты совершали с 2000 по 2008 годы — как говорят в региональном МВД, вывозили продукцию и сырье «не только машинами, но и вагонами». Намереваясь взять под контроль подъездные железнодорожные пути к заводам, «мамшовские» в сентябре 2002 года попытались, правда, неудачно, убить директора филиала федерального госпредприятия «СГ-Транс», владеющего ими. Кроме прочего, полагает следствие, один из подсудимых «мамшовских» Андрей Бердников, промышляя игорным бизнесом, нарушил авторские права австрийской компании Novomatik AG — он использовал 12 игровых автоматов с ее программным обеспечением. Сумму ущерба компания оценила в 36 тыс. евро, но иски о возмещении ущерба в суде не стала заявлять.
Признав подсудимых в целом виновными в инкриминируемых им преступлениях, суд по некоторым эпизодам преследование прекратил за истечением срока давности. Так произошло с эпизодом по похищению нижнекамского бизнесмена Евгения Мороза, который в 90-е годы являлся директором компании «Лидер-НК». В 1997 году господин Мороз намеревался с «мамшовскими» заняться продажей одежды, но отказался от сделки и заявил, что не хочет иметь с ними никаких дел. Бизнесмена похитили, привезли на квартиру, где стали пытать, душить поясом от халата. В какой-то момент пришедший в сознание господин Мороз, которого увлекшиеся на кухне выпивкой текилы бандиты оставили одного в комнате, заметил, что входная дверь квартиры приоткрыта, и убежал.
Сотрудники управления уголовного розыска республиканского МВД задержали Мамшова в январе 2011 года, затем взяли остальных. В следственном управлении СКР по Татарстану в отношении них возбудили уголовные дела и взяли под стражу. Отметим, в октябре этого года к пяти годам колонии была приговорена адвокат «мамшовских» Ирина Плотникова. По версии следствия, она пыталась за 1 млн рублей подкупить сотрудника собственной безопасности (СБ) регионального МВД, чтобы тот посодействовал в увольнении своего коллеги — оперативника из угрозыска, работающего по «мамшовским». По данным МВД, адвокат действовала по заказу банды, а после увольнения оперативника ее участники намеревались «разобраться» с ним.
Суд назначил Мамшову как лидеру банды наибольший срок — 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Остальные получили от 14 до 18 лет также строгого режима.
В ходе судебного следствия никто из подсудимых свою вину не признал. Как сказал „Ъ“ один из адвокатов, «приговор будет обжалован». Гособвинение просило большие сроки, чем оказалось назначено, например, для Мамшова — 24 года колонии.