Азербайджан гнет среднюю линию
Как Баку удается выдерживать дистанцию в противостоянии между Россией и Западом
Усиление противостояния между Россией и Западом вынуждает большинство стран делать выбор в пользу одной из сторон. Одним из немногих влиятельных государств, сохраняющих дистанцию в этом противостоянии, остается Азербайджан. Корреспондент "Ъ" ГЕННАДИЙ СЫСОЕВ отправился в Баку, чтобы выяснить, как Азербайджану это удается и как долго он сможет сохранять такую позицию.
Внешнюю политику страны власти Азербайджана называют "сбалансированной". "Нет в ней антинаправленности, как нет и старшего брата — ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни в Анкаре" — такую внешнеполитическую формулу выразил "Ъ" завсектором администрации президента страны Фуад Ахундов.
Азербайджан поддержал резолюцию ООН с осуждением присоединения Крыма к России, по сути, вынудил РФ отказаться от РЛС в Габале, активно продвигает проекты нефте- и газопроводов мимо России. Но, с другой стороны, Баку не признает Косово, отказался от газопровода Nabucco, куда его толкал Запад, дистанцировался от проекта ЕС "Восточное партнерство", который Москва считает антироссийским, не горит желанием подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Наконец, хотя армию свою строит по стандартам НАТО, вооружения на сотни миллионов долларов Азербайджан приобретает в России.
"Более комфортного партнера, чем Азербайджан, для Москвы нет,— уверяет "Ъ" Фуад Ахундов.— Нам предлагают рассмотреть вопрос о вхождении в ЕАЭС или даже ОДКБ. Для чего? Чтобы содержать Армению, незаконно оккупирующую Нагорный Карабах? У нас с Россией могут быть отношения лучше и без этих структур". А политолог Мубариз Ахмедоглу поясняет "Ъ": "Азербайджан не строит политику по принципу: такой-то процент — России, такой — Западу. Мы выдержали нажим со стороны РФ и Ирана, мы смогли убедить их, что у нас не проамериканская политика и не протурецкая, а проазербайджанская".
В Баку считают, что Москва к такому подходу относится с пониманием, во всяком случае в последнее время. "Полтора-два года назад в Москве решили, что позиция Баку ее устраивает, поняли, что еще больше развернуть Азербайджан в сторону РФ вряд ли получится",— говорит политолог Расим Агаев. Этому, по его словам, способствовала ("как ни странно это звучит") проблема Карабаха. "Москва не может сделать шаг, которого ждет Баку,— заставить Ереван вернуть Карабах. И это создает Азербайджану условия для маневра",— поясняет собеседник "Ъ".
Укрепить взаимодействие Баку с Москвой может и опасность со стороны "Исламского государства". "Исламские радикалы — угроза для Кавказа, и это плохо для обеих наших стран",— говорит Мубариз Ахмедоглу. По его словам, Азербайджан и РФ уже обмениваются информацией на этот счет.
Отношения с Вашингтоном, к которому Азербайджан долгие годы ревновала Москва, Фуад Ахундов характеризует как "напряженные". "США нам реально дать ничего не могут,— уверяет "Ъ" депутат азербайджанского парламента Расим Мусабеков, который, к слову, не входит в правящую партию "Новый Азербайджан".— Более того, они пытаются создать нам головную боль, работая над консолидацией нашей оппозиции. Это вызывает раздражение в Баку, где американцам напомнили, чем такая политика обернулась на Ближнем Востоке".
США раскритиковали президентские выборы осени 2013 года, на которых уверенно победил Ильхам Алиев, набрав около 85% голосов и став в третий раз президентом. В ответ глава его администрации Рамиз Мехтиев обвинил Вашингтон в попытке учить другие страны проведению выборов и подталкивании их к фальсификациям. А в подтверждение своих слов сообщил: американцы советовали Баку приписать кандидату от оппозиции 25% голосов, чтобы оценка Госдепа была сбалансированной.
"Что касается Турции, то ее Азербайджан тоже не считает старшим братом,— продолжает Расим Мусабеков.— Когда в Анкаре решили открыть границу с Арменией, Баку выступил резко против, и этого не произошло". Еще одним подтверждением сбалансированности политики в отношении Турции собеседники "Ъ" считают газовые переговоры с Анкарой. Ильхам Алиев два года добивался от турецких партнеров, чтобы азербайджанский газ шел в Европу, а не продавался Турции, как настаивала Анкара, и в итоге добился своего.
Из наблюдающегося в последнее время охлаждения отношений Баку с Западом некоторые эксперты делают вывод о крене Азербайджана в сторону РФ. Впрочем, многие политологи считают такой вывод преждевременным. Во-первых, Ильхам Алиев ни разу не допустил личных выпадов в адрес Запада — критика звучит из уст хоть и высокопоставленных, но чиновников. Во-вторых, Баку незачем отказываться от политики, которая позволяет взаимодействовать со всеми, не ссорясь ни с кем. Временный же дрейф в направлении одной из сторон мирового противостояния не более чем сигнал другой стороне в расчете на встречные жесты.
Практически все собеседники "Ъ" согласны с тем, что сбалансированную политику Баку помогает проводить финансовая независимость: в Нефтяном фонде страны сосредоточено около $37 млрд, резервы ЦБ — $15 млрд. Это своего рода подушка безопасности. "Азербайджан способен выплатить сейчас весь долг, государственный и частный, и при этом останется еще более $30 млрд,— говорит "Ъ" директор одной из крупнейших в стране компаний Pasha Holding Мир Джамал Пашаев.— Даже при нынешнем серьезном падении цен на нефть мы в течение нескольких лет сможем поддерживать все свои проекты". А значит, изменений в политике Баку за это время не произойдет.