Службу у сирийских боевиков суд оценил общим режимом
Казанец осужден за наемничество
В Казани вынесен приговор выпускнику Российского исламского университета Раифу Мустафину. По версии следствия, он состоял в антиправительственных формированиях в Сирии и своими действиями «дискредитировал Россию на международной арене». Не признавшему вину подсудимому назначили три года десять месяцев колонии общего режима. Прокурор Татарстана Илдус Нафиков назвал наказание «взвешенным» и «справедливым», а также сообщил, что установлены личности еще десяти наемников из республики.
Авиастроительный райсуд Казани рассмотрел уголовное дело в отношении находящегося под стражей выпускника Российского исламского университета 27-летнего местного жителя Раифа Мустафина. Заседание началось с того, что подсудимому предоставили последнее слово, но он ответил, что ему «нечего сказать». Затем председатель суда Раиль Шайдуллин огласил приговор. Согласно нему, Мустафин был признан виновным в «участии в антиправительственном вооруженном формировании» (ст. 208 УК РФ) в Сирии. Таким образом, суд согласился с доводами поддерживающего госообвинение прокурора Татарстана Илдуса Нафикова, что Мустафин фактически «дискредитировал Россию на международной арене», а также «препятствовал поддержанию международного мира, безопасности и нормальным межгосударственным отношениям».
Раиф Мустафин, с детства посещающий мечеть, поступил в РИУ в 2003 году, после его окончания в 2008 году отправился в Египет, чтобы поступить в университет Аль-Ахзар, но провалил вступительные экзамены и обучался на частных курсах. В Египте, как считают спецслужбы, он попал под влияние салафитов. Вернувшись в Казань, Мустафин, как рассказывал следователям его отец, стал вести себя странно: «перестал слушать музыку и потребовал убрать из квартиры картины с изображением животных и людей». Кстати после пребывания за рубежом он поступил в РИУ на второе высшее, но там заметили его салафистские взгляды, в результате он был отчислен.
Согласно приговору, в декабре 2013 года Раиф Мустафин «с целью участия в джихаде» прибыл в Турцию, где незаконно перешел границу и попал в Сирию. Там он, по версии следствия, вступил в «Арабский джамаат», а позже — в «Татарский джамаат», являющийся подразделением «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» (мусульманская армия, сражающаяся за установление законов шариата). По версии следствия, владея в совершенстве арабским языком, он читал проповеди боевикам для «поддержания боевого духа», а также получил личный автомат Калашникова и охранял захваченные боевиками территории, а также участвовал в осаде города Кесаб. Вернулся Мустафин в Казань, только когда между боевиками начались внутренние конфликты. «Полностью подтверждается, что Мустафин добровольно не прекратил своего участия в вооруженном формировании. Вынужденно покинул территорию Сирии, опасаясь за свою жизнь. С момента его возвращения в Россию до его задержания прошло длительное время, в течение которого он имел реальную возможность добровольно обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы, что им сделано не было. Наоборот он предпринял все возможные попытки вернуться в Сирию (но был пойман на границе и депортирован на родину, где его задержали российские спецслужбы.— “Ъ”) для продолжения своей незаконной деятельности»,— резюмировал судья Шайдуллин. Отметим, ранее адвокат подсудимого Линар Давлетов заявлял, что его подзащитный ушел от боевиков добровольно и это должно быть учтено.
Посчитав доводы адвоката о невиновности Мустафина «необоснованными», суд приговорил подсудимого в трем годам десяти месяцам колонии общего режима. При этом в качестве смягчающих обстоятельств было учтено, что он ранее не судим, а сотрудникам УФСБ, расследовавшим дело, помог изобличить других наемников. Кроме того, было вынесено частное постановление. «Довести изложенные (во время судебного следствия.— “Ъ”) факты до сведения ректора РИУ и о принятых мерах сообщить в суд»,— сказано в резолютивной части документа.
«Как прокурор я предлагал наказание, близкое к максимальному (гособвинение просило пяти лет десяти месяцев колонии.— “Ъ”). Судья принял взвешенное, справедливое решение»,— так прокомментировал журналистам приговор господин Нафиков. Он сообщил, что сейчас в Татарстане возбуждено еще девять уголовных дел по ст. 208 УК РФ. Арестованы три человека, в отношении одного из них дело готово к передаче в суд. Установлены еще шесть человек, воюющих в Сирии, как только они вернутся в Россию, будут задержаны. Личности подозреваемых прокурор не назвал. Отметим, в суде обнародовались оперативные сведения о том, что в «Татарском джамаате» находится не менее 30 выходцев из Татарстана, а их эмиром является некий Латыпов из Набережных Челнов.
Господин Давлетов после заседания сказал, что пока не знает, будет ли обжаловать приговор. На прениях он просил оправдать своего подзащитного.