Искусство в промышленных масштабах
выставки
Индустриальная специфика Уральского региона нашла свое отражение в сфере культуры. В 1920–30-е годы внимание уральских живописцев, скульпторов, архитекторов, композиторов было обращено к производственной тематике. Спустя почти век интерес к промышленному прошлому и настоящему Урала не угас: индустриальное искусство постепенно утверждается как бренд территории.
Индустриальная биеннале как бренд Урала
В XXI веке завод для свердловчан стал не только производственной, но и культурной площадкой. Благодаря имиджевым проектам и пристальному вниманию работников сферы искусства к промышленной теме, помещения предприятий на время становятся выставочными залами, картинными галереями и театрами. Главный проект города, посвященный индустриальному искусству, был впервые реализован в 2010 году. Это Уральская индустриальная биеннале современного искусства, осенью следующего года она пройдет в Екатеринбурге уже в третий раз. Уже известно, что главной площадкой станет здание гостиницы «Исеть», памятник конструктивизма. Все мероприятия масштабного проекта проводятся при поддержке министерства культуры РФ, а ее учредитель — Государственный Центр современного искусства (ГЦСИ), соучредители — администрация губернатора Свердловской области, правительство области и администрация Екатеринбурга.
На вопрос о том, какое значение для города имеет продвижение концепции индустриального искусства, чиновники от культуры отвечают единогласно. «Помимо формирования имиджа города, Уральская индустриальная биеннале благотворно повлияет и на другие сферы, — утверждает начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна Ярошевская. — Во время биеннале наш город принимает большое количество людей: они заселяются в гостиницы, ходят в наши рестораны, — одним словом, пользуются нашей инфраструктурой — это Екатеринбургу экономически выгодно».
Как отмечает комиссар индустриальной биеннале Алиса Прудникова, директор уральского филиала ГЦСИ, проект не имеет аналогов во всем мире, что позволяет утверждать, что индустриальная биеннале стала брендом Уральского региона в сфере искусства.
«У многих городов, особенно европейских, есть амбиции в культурной сфере, многие проводят биеннале современного искусства. И прежде чем создать глобальный проект, мы задумались о том, что именно можно назвать „уральским”, чтобы отразить специфику региона в полной мере. Для нашего края очень важна производственная, промышленная характеристика. Именно эпоха индустриализации наложила отпечаток на нынешний облик города — это проявилось и в архитектуре конструктивизма, и в производственной тематике в искусстве. С одной стороны, Екатеринбург — европейский город, с другой, на его территории 120 действующих предприятий. Наш город находится в переходном периоде от индустриального к постиндустриальному, и мы хотим показать Екатеринбург миру со всеми его проблемами, амбивалентностями и противоречиями» — отмечает Алиса Прудникова.
Основные площадки проекта — помещения уральских заводов. Кульминацией второй индустриальной биеннале современного искусства, прошедшей в 2012 году, стала постановка балета «Н2О» в действующем цехе оборонного предприятия «Уралтрансмаш» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»). В спектакле принимали участие артисты Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета совместно с сотрудниками завода. Руководство «Уралтрансмаша» отмечало, что важным фактором для принятия решения об участии завода в проекте стало то, что помещения были отремонтированы, это позволяло провести масштабное шоу в соответствии с техникой безопасности. По словам Алисы Прудниковой, именно с несоответствием технике безопасности поначалу были связаны отказы промышленных предприятий региона в предоставлении помещения индустриальной биеннале. Во время подготовки первого проекта, 2010 года, ушло полтора года на то, чтобы убедить заводы в значимости культурного события. Сейчас активно идет подготовка к третьей биеннале, и ее организаторам удалось договориться с большим количеством партнеров. В 2015 году в их число войдут Уралмаш, Ирбитский мотоциклетный завод (оба Свердловская область), Каслинский завод архитектурно-художественного литья (Челябинская область) и ряд других крупных предприятий.
Конструктивный подход
Не менее привлекательным объектом для арт-проектов Екатеринбурга стала так называемая Белая башня — бывшая водонапорная башня в Орджоникидзевском районе, архитектурный памятник эпохи конструктивизма 1920-х годов. Конструктивизм как архитектурный стиль — отражение эпохи индустриализации, один из символов Свердловска. До недавнего времени башня была заброшена, но в последнее время активно собираются средства на ее консервацию — проведение противоаварийных работ. Ее спасением активно занимается архитектурная группа «Подельники», авторы проекта «Культурные лаборатории Белой башни». «Мы занимаемся спасением башни уже два года. Сначала наши мероприятия были направлены на ее физическое сохранение, мы исследовали конструкцию, проводили субботники. Но год назад наша арх-группа стала задумываться о том, чтобы Белая башня стала культурной площадкой. Теперь проект несколько трансформировался, и в наши задачи вошли популяризация конструктивизма, привлечение внимания к нецентральным районам Екатеринбурга», — говорит руководитель арх-группы «Подельники» Полина Зиновьева.
Противоаварийные работы еще не проведены, поэтому говорить об адаптации памятника промышленной архитектуры под полноценную площадку для проведения культурных мероприятий пока рано. Однако в октябре 2014 года в здании Белой башни уже состоялся перфоманс с участием московского театра LiquidTheatre и уральских актеров. Зрителям провели экскурсию по разным площадкам башни, рассказали об истории создания и периоде ее функционирования.
В нескольких направлениях работают «Культурные лаборатории Белой башни»: сейчас в рамках проекта действуют лаборатории «клуб», «сцена» и «лекторий». В Центре культуры «Орджоникидзевский» открылась выставка Федора Телкова о потомках первых строителей Уралмаша «Наследники мечты», а в музее УЗТМ прошел поэтический вечер.
Организаторы проекта осваивают индустриальное пространство, знакомят свердловчан с историей одного из градообразующих предприятий Екатеринбурга. «Наша задача — познакомить городские сообщества с Уралмашем, а Уралмаш — с активностями, развивающимися в Екатеринбурге. Мероприятия нашей лаборатории „Лекторий” проходят в двух форматах: преимущественно, это лекции, но прошло и несколько событий в формате встреч клубов по интересам, например, встреча клуба „Пешеход”, во время которой проводилась экскурсия по району», — говорит руководитель лаборатории «Лекторий» проекта «Культурные лаборатории Белой башни» Дарья Костина.
Реконструкция Белой башни слабо финансируется, средства на ее восстановление, по словам Полины Зиновьевой, поначалу были пожертвованы жителями города через электронный кошелек. Затем подключились юридические лица — архитектурные мастерские Екатеринбурга. В настоящее время «Подельники» ведут переговоры с застройщиками города.
На внимание спонсоров к памятникам конструктивизма также рассчитывает Агентство по управлению и пользованию памятников истории культуры УрФО. Помимо Белой башни на сегодняшний день в Екатеринбурге числится еще 31 памятник культурного наследия.
«Нам повезло, что именно на базе гостиницы «Исеть» будет проводиться третья биеннале. Основная задача нашего агентства — сохранить объекты культурного наследия. Будет привлечено внимание инвесторов и публики. Мы надеемся, что людям захочется заняться и другими объектами. Например, здание гостиницы „Мадрид” на Уралмаше находится в неудовлетворительном состоянии. Таким способом мы надеемся привлечь инвесторов и сделать что-то полезное для города», — отметил директор филиала агентства Николай Коротков.
Что будет после индустрии
Несмотря на то что многие крупные города переходят к постиндустриальному этапу развития и потребление постепенно вытесняет производство, индустриальная тема в искусстве в ближайшее время, по мнению деятелей культуры Екатеринбурга, себя не исчерпает и будет существовать и трансформироваться до тех пор, пока в нашем регионе будут действовать заводы. Инициативным группам архитекторов и чиновникам от культуры региона важно сохранить и отразить тот культурный пласт, связанный с производством, который есть в Екатеринбурге. По мнению организаторов биеннале, проект интересен многим городам мира именно потому, что все они прошли индустриальную стадию развития, либо находятся в ней.