НМТП надеется поставить крест на Тамани
Грузов на два порта уже не хватит
Как стало известно „Ъ“, ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) пересмотрело долгосрочную стратегию развития группы, изменив прогнозы по грузопотоку. В НМТП считают, что перевалка сухих грузов будет расти вдвое быстрее, чем ожидалось еще год назад,
и к 2018 году увеличится на 29 млн т, до 53,1 млн т. Но основные надежды НМТП связаны с закрытием проекта порта Тамань, что позволит группе переориентировать грузы в Новороссийск. Иначе НМТП и вовсе рискует потерять часть своего грузопотока, что, по оценке компании, обойдется ей в 5 млрд руб. в год.
„Ъ“ удалось ознакомиться с обновленной долгосрочной программой развития (ДПР) НМТП до 2018 года, которую должны представить для рассмотрения в правительстве. Объем инвестиций группы до 2018 года составит
44 млрд руб., из которых 30,3 млрд руб. — частные затраты, 13,7 млрд руб. — госсредства, необходимые на дноуглубление и гидротехнические сооружения. В НМТП заявили, что ДПР рассмотрена госорганами и с учетом доработок ее представят совету директоров группы 26 декабря.
В группу НМТП входят Новороссийский морской торговый порт, Приморский торговый порт, Новороссийский зерновой терминал, Новороссийский судоремонтный завод (НСЗ) и другие активы. Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефть» совместно контролируют 50,1% акций, отдельно у госкомпании еще 10,5% акций, еще 5% передано «Транснефти» в управление ОАО РЖД, 20% — у государства. Почти год «Сумма» и «Транснефть» пытаются разделить порт. Выручка НМТП по МСФО за девять месяцев 2014 года — $746,9 млн, чистая прибыль — $10,1 млн, грузооборот — 106,5 млн т.
Основное отличие обновленной стратегии НМТП — изменение прогноза по грузопотокам. Год назад группа к 2020 году хотела увеличить объем перевалки на 14–16 млн т, сейчас — на 29 млн, до 53,1 млн т. Проекты, которые должны обеспечить прирост, остались прежними: строительство терминала минудобрений (дает рост на 5 млн т, инвестиции — 4,2 млрд руб.), реконструкция зернового терминала (2–5 млн т, 5 млрд руб.) и НСЗ под терминал навалочных грузов, а также расширение трех контейнерных терминалов (добавляет 575 тыс. TEU, вложения — 11,4 млрд руб.). К 2025 году НМТП надеется увеличить объем перевалки уже на 45 млн т, из них 11 млн т — за счет дополнительных территорий. Прогнозы касаются сухих грузов: нефтеналивные активы должна выкупить у НМТП «Транснефть».
Но из ДПР следует, что группа рассчитывает на грузовую базу порта Тамань, решение о строительстве которого до сих пор не принято. «Общая стоимость Тамани — 228 млрд руб., ожидаемый объем мощностей — до 93,8 млн т, но наличие грузопотока не подтверждено, и проект создаст профицит мощностей»,— считают в НМТП. Тамань будет конкурировать с проектами Новороссийска за 24 млн т грузов в год. При худшем сценарии такие грузы, как металлы, железорудное сырье, уголь, могут переориентироваться на Тамань, а потери НМТП к 2020 году могут составить свыше 5 млрд руб. по EBITDA. Глава DeloPorts (принадлежит Сергею Шишкареву, второй после ОАО НМТП стивидор в Новороссийске) Тимофей Телятник также считает, что действующих мощностей достаточно: «Наш ожидаемый грузооборот по итогам года — 6,5 млн т, в течение пяти лет мы рассчитываем его удвоить».
В Минтрансе вчера заявили „Ъ“, что проект «Тамань» «находится в стадии реализации», но источники „Ъ“ говорят о фактической приостановке проекта. «Конкретных решений правительства не было, но в текущих экономических условиях надеяться на госсредства не приходится»,— полагает один из них. Другой собеседник „Ъ“ считает, что точка в вопросе не поставлена, поскольку вопрос о выделении НМТП из бюджета 13,7 млрд руб. для увеличения грузовой базы порта еще не решен. Сейчас НМТП более привлекателен для грузовладельцев, поскольку порт не требует инвестиций, которых в текущих условиях у большинства компаний просто нет, считает глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В Новороссийске уже идет модернизация железнодорожной инфраструктуры, что позволит увеличить пропускные способности порта, отмечает он.