Зерно сделали невыездным
Экспорт зерновых ограничила РЖД
Вслед за стивидорами, которые со вторника из-за требований Россельхознадзора не могут загружать и отправлять зарубежным контрагентам зерно, с трудностями столкнулись и железнодорожные операторы. Погрузку зерновых на экспорт ограничило ОАО РЖД.
РЖД ввело ограничение погрузки зерновых грузов на экспорт в адрес всех грузополучателей, соответствующая телеграмма направлена Росжелдору и всем региональным отделениям РЖД (копия есть у "Ъ"). В портах не обеспечиваются выгрузка и прием вагонов с зерном, что парализует движение поездов, следует из текста телеграммы. В монополии "Ъ" не подтвердили, но и не опровергли эту информацию.
Источник "Ъ" на операторском рынке говорит, что ситуация близка к критической: вагоны с зерном буквально разворачивают. Проблема еще и в том, что прямого запрета со стороны правительства нет, это значит, что ситуация не является форс-мажорной и грузовладельцы не могут документально подтвердить своим клиентам, почему не выполняют контракты. По оценке другого собеседника "Ъ" среди операторов, сейчас на рынке находится 4 тыс. не задействованных в перевозках вагонов.
Проблема обсуждалась в среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, говорят источники "Ъ". Один из участников совещания, пересказывая его итоги, говорит, что речь шла о приоритете экспортным грузам особого значения. Такой подход правительства, знает еще один участник этого совещания, вызван резким ростом цен на зерно на внутреннем рынке, а также дефицитом зерна в крупных городах, включая Москву. При этом правительство предлагает всем участникам рынка, и в первую очередь экспортерам, принять непосредственное участие в стабилизации внутреннего рынка, то есть временно прекратить экспортные операции и направить свою работу на внутренний рынок. Кроме того, рассказывает источник "Ъ", правительству было предложено вместо запретительных мер ввести экспортную пошлину на зерно, при этом должен быть зафиксирован предельный порог допустимого объема экспорта, после преодоления которого и будет введена пошлина. Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина утверждает, что ситуация с железнодорожными перевозками зерна на совещании у вице-премьера не обсуждалась.
Вместе с тем Минсельхоз уже увеличил закупочные цены в интервенционный фонд до 10 тыс. руб. за тонну за пшеницу третьего класса (до этого составляла около 6,5 тыс. руб. за тонну). Новая цена закупки на пшеницу четвертого класса вырастет с 6,5 тыс. до 9,3 тыс. руб. за тонну для регионов европейской части страны и с 6,1 тыс. до 9,2 тыс. руб. за тонну для регионов азиатской части России. Торги на пшеницу пятого класса будут начинаться с 9 тыс. руб. за тонну.
Кроме того, принято решение проводить торги два дня на неделе вместо одного, как было последние четыре недели, сообщил "Ъ" госагент по закупкам зерна ОЗК. Однако даже с учетом повышения цены закупки она остается ниже рыночной для большинства регионов за исключением Восточной Сибири, констатирует исполнительный директор центра "Совэкон" Андрей Сизов. Так, на прошлой неделе за тонну пшеницы третьего класса можно было получить 11 тыс. руб., четвертого класса — 10,6 тыс. руб., пятого — 9,7 тыс. руб.
Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский уверен, что ограничение экспорта при высоких объемах запаса внутри страны (на 13% больше, чем в прошлом году) приведет к тому, что аграрии не будут продавать эти объемы в ожидании открытия экспорта, а значит, и сократят посев на следующий год. Подобная ситуация уже случилась в 2011 году, когда после эмбарго 2010-го был экспортирован рекордный объем зерна (27 млн тонн), треть из которого — нераспроданные запасы урожая 2010 года.