Истинная безработица россиянам не по карману
Мониторинг / рынок труда
Российский рынок труда отличается интенсивной мобильностью между состояниями занятости, безработицы и неактивности — такие данные были приведены в исследовании директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона и сотрудника этого центра Анны Шаруниной. В основу исследования положены данные обследования домохозяйств "Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ" за 2000-2012 годы. Как следует из его текста, три существующие сейчас на рынке труда группы связаны между собой шестью потоками населения — наиболее крупными из них являются отток из занятости в неактивность, на который приходится 5,2% трудоспособного населения, и противоположный, доля которого составляет 4,7%. Это, по мнению авторов исследования, позволяет говорить о том, что адаптация рынка труда по-прежнему, как и в 90-е годы, слабо затрагивает безработицу. Последняя в силу небольших пособий стимулирует людей в случае увольнения браться за любую работу.
Наиболее стабильной оказалась группа занятых — в среднем около 90% из них сохраняли свой статус на рынке труда между двумя ежегодными обследованиями. Группа состоит из работающих в неформальном, рыночном и бюджетных секторах — наибольшая мобильность была отмечена в первых двух. Бюджетную сферу, как отмечают авторы исследования, можно назвать относительно изолированной — у нее небольшой взаимообмен рабочей силой с другими категориями рабочих мест и состояний. Совокупность безработных, напротив, отличается большей мобильностью — менее 20% безработных задерживались в этом состоянии на срок более года, при этом каждый второй (50,9%) находил себе работу в течение года, а каждый третий (30,2%) покидал рынок труда и переходил в состояние неактивности.
Совокупность неактивных представлена двумя разными группами населения — стабильной категорией уже переставших работать пенсионеров и мигрирующей между состояниями занятости и незанятости студентами и временно переставшими работать (матери и "молодые" пенсионеры). Почти 16% неактивных находили работу в течение года и лишь менее 4% становились безработными.