"Все, кто попадают под нападки Путина, в Украине воспринимаются как борцы"
Следственный комитет России возбудил уголовное дело против главы СБУ Валентина Наливайченко. Его подозревают в клевете, организации применения запрещенных средств и методов ведения войны, воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов, а также в похищении людей, сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин. Руководитель программ практической политики украинского Института политического образования Александр Солонтай ответил на вопросы ведущего Марата Кашина.
— Насколько справедливы эти обвинения, с чем они могут быть связаны?
— Как вы понимаете, когда происходят какие-то инциденты, к ответственности притягивают непосредственно исполнителей, но ни в коем случае не руководителя службы, который даже непосредственно не руководит исполнителями, поэтому с юридической точки зрения это, конечно, не будет иметь никакого развития, никаких последствий для Наливайченко, даже если инциденты какие-то действительно имели место. Но важно понимать, что это вообще не связано с проблемами, которые были на месте, это связано с информационной войной. Между Украиной и Россией продолжается очень серьезная информационная война, она происходит как внутри конфликта, так и внешне, как в странах, так и во всем мире, это элемент информационной войны.
Очень удачный ход Следственного комитета, потому что, с одной стороны, применен в информационной войне для еще большей дискредитации Службы безопасности Украины, а, с другой стороны, в Украине для думающих людей повод задуматься, а почему Россия возбуждает криминальное дело по Наливайченко, ведь понятно, что все люди, против которых Россия начинает подобные действия, они у нас в Украине могут быть восприняты как герои. Все, кто попадают под нападки Путина или его людей, в Украине воспринимаются как борцы.
Но в то же время сам Наливайченко учился в Академии Федеральной службы безопасности, учился в Москве, имел звание старшего лейтенанта ФСБ, и, конечно же, все задумаются о том, а не раскручивает ли Путин, ФСБ, Россия Наливайченко как героя. Поэтому это немного подрывает доверие к Наливайченко, и поэтому это удачный ход в информационной войне. В ближайшее время следует ждать ответа с украинской стороны.
— Очень интересно, почему именно сейчас такая информационная война, такой шаг сделан, ведь сейчас в Донбассе перемирие, Россия подтвердила, что не претендует на Донбасс, Лавров заявил, что второго Крыма не будет, Путин на днях назвал Порошенко выбором для Украины, почему именно сейчас СК возбуждает дело против главы СБУ Валентина Наливайченко?
— Потому что надо каким-то образом было перекрыть информационную волну, что президент США Обама подписал документы, которые были приняты в американских органах про поддержку акта свободы, акт поддержки Украины, поэтому надо было перекрыть информационный канал, поэтому были вытянуты давние дела, это уже майские дела про журналистов LifeNews, летние дела про журналистов канала "Звезда", объединено все в одно криминальное дело. И главу Службы безопасности страны, который, конечно же, не был лично исполнителем всех этих вещей, сделали виноватым и раскрутили информационный предлог, это информационная война, она длится, несмотря на то, что боевые действия сокращаются.
— Вы имеете в виду закон, подписанный Бараком Обамой, о возможных новых санкциях против России и военной поддержки Украины?
— Именно. И мы говорим об акте поддержки свободы в Украине, да.
— Но в США тут же оговорились, что это не предполагает новых санкций, даже старые будут сняты, если Россия будет действовать в правильном, по мнению Америки, направлении. Почему сейчас необходимо сделать очередной шаг в этой информационной войне со стороны России, если США допускает такие оговорки к своему закону?
— Потому что идут волны. Согласно первой волне, которая сейчас пошла, очень была большая надежда, что американцы этот документ не подпишут, а перед этим, что не примут. Когда стало понятно, что они этот документ и приняли, и подписали, это подчеркнуло, что украинская сторона в этой войне права. И для того, чтобы показывать в информационной войне все-таки, что Украина не права, россияне справедливо воюют на территории Украины по защите русскоязычных, по защите Донбасса, поэтому и такие криминальные дела, уголовные поклепали. На чем же акцент? Что глава Службы безопасности Украины Наливайченко совершал преступления против журналистов, против людей, репрессировал мирное гражданское население, что не соответствует действительности, но дело-то нужно не для того, чтобы доказать, это правда или нет, а для того, чтобы всем про это рассказать.
— Вы сказали уже, что ждем реакции от Украины, как вы думаете, какой может быть эта реакция?
— Это следующий этап информационной войны, очень часто в Украине это происходит следующим образом: вещи, которые поднимали правозащитники, общественники или военные, но которые наши государственные органы не превращали в часть информационной войны, потому что были заняты реально в это время другими делами, поднимают, спрашивают, что реально происходит внутри фронта. Как, например, вещи, которые происходили совсем недавно в Донбассе, когда боевики разгоняли даже материнские или женские маленькие собрания в органах исполнительной местной власти, которые требовали обеспечить элементарное питание людей или разрешить передвижение на территорию, свободную от оккупирования, чтобы свои элементарные потребности закрывать.