Олег Дерипаска развел мосты
Он передал бизнес "Трансстроя" своему другу
Олег Дерипаска переуступил почти половину "Трансстроя" своему однокурснику Егору Андрееву. Как утверждают в окружении владельца "Базэла", бизнесмен выходит из генподрядного бизнеса из-за разногласий с Минтрансом, от которого большей частью зависит работа "Трансстроя". У аналитиков иное мнение: "Базэл" избавляется от компании с проблемным портфелем заказов, чтобы брать кредиты на другие свои проекты.
"Базэл" продал 48,9% генподрядного холдинга "Трансстрой" бизнесмену Егору Андрееву, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на свои источники и подтвердила пресс-служба "Базэла", добавив, что в дальнейшем доля господина Андреева в "Трансстрое" может быть увеличена до 55%. Топ-менеджеры холдинга получат 6,5%, уточняют в "Базэле". Еще 12,5% акций "Трансстроя", по данным источника, близкого к компании, принадлежат иностранным бизнесменам Зигфриду Вольфу и Питеру Кообу, которые уже многие годы являются совладельцами строительных активов "Базэла". Еще 26% "Трансстроя" — у австрийского Strabag, где Олегу Дерипаске принадлежат 25%. Связаться с господином Андреевым не удалось.
По данным "СПАРК-Интерфакса", Егор Андреев владеет 19,94% челябинского ОАО "Уралавтоприцеп" — производителя габаритных тяжеловозов. Ранее Олег Дерипаска рассказывал в интервью Forbes, что учился с господином Андреевым на физфаке МГУ. В 2000 году однокурсник Олега Дерипаски был гендиректором "Роспромавто" — "дочки" группы "Сибирский алюминий", на базе которой в 2001 году создан "Базэл".
Источник "Ъ", близкий к "Базэлу", говорит, что Олег Дерипаска разочаровался в генподрядном бизнесе из-за разногласий с Минтрансом, возникших во время строительства в Сочи олимпийских объектов. "С этим министерством "Базэл" больше не хочет работать",— отмечает собеседник "Ъ", добавляя, что бизнес "Трансстроя", строящего, в том числе, и дороги, так или иначе зависит от чиновников. Поэтому и решено продать "Трансстрой", добавляет источник "Ъ". В выходные оперативно получить комментарий в Минтрансе не удалось. Основные разногласия у "Базэла" с Минтрансом возникли из-за грузового порта в Имеретинке. Чиновники рассчитывали, что в 2009-2013 годах порт будет перевалить 15-20 млн тонн, но на практике вышло в пять раз меньше. В итоге "Трансстрой" получил убыток в размере 4 млрд руб. Еще одна сочинская проблема "Трансстроя" — дублер Курортного проспекта. С превышением сметной стоимости именно этого проекта в компании ранее связывали значительное сокращение финансовых показателей: в 2013 году чистая прибыль компании сократилась на 87%, до 43 млн руб. Выручка составила 18,9 млрд руб., кредиторская задолженность достигла 12,7 млрд руб. Свой портфель заказов в 2013 году "Трансстрой" оценивал в 52 млрд руб.
Стоимость таких компаний составляет пять-семь годовых оборотов EBITDA, говорит аналитик Sberbank CIB Юлия Гордеева. Но у "Трансстроя" существенная долговая нагрузка, что дисконтирует ее стоимость, добавляет глава департамента оценки "МЭФ-аудит" Дмитрий Трофимов. То есть рыночная цена бизнеса холдинга, исходя из названных экспертами показателей, могла бы превысить 80 млрд руб. Но сделка с участием Егора Андреева может оказаться технической, перевод убыточного бизнеса на другое лицо позволит "Базэлу" получать кредиты на свои проекты в других отраслях, не исключает госпожа Гордеева.
"Базэл" пытается продать "Трансстрой" с 2010 года. В ноябре этого года тот же "Интерфакс" сообщал, что сделка с неназванным контрагентом вот-вот состоится. Тогда эта новость удивила аналитиков, убежденных, что из-за проблемного портфеля заказов "Трансстрой" невозможно продать (см. "Ъ" от 12 ноября). Самый проблемный текущий заказ — строительство в Санкт-Петербурге стадиона "Зенит-Арена" стоимостью 38 млрд руб.: смета несколько раз корректировалась властями и "Трансстрой" рисковал потерять контракт. Кроме того, мэрия Москвы недовольна, что "Трансстрой" сорвал сроки реконструкции Щелковского шоссе от Садового кольца до МКАД (стоимость контракта 9 млрд руб.).