Музыка без подогрева
Instrumenti в Домском соборе
Концерт инди
Лучшая латвийская группа нынешнего десятилетия Instrumenti представила в Домском соборе новый альбом "Iekams", придуманный в Грузии. БОРИС БАРАБАНОВ своими глазами наблюдал один из четырех аншлагов.
Instrumenti считают "Iekams" шагом в сторону от мейнстрима и радиоформата, хотя в российских координатах изысканный поп со скандинавским акцентом, который группа выпустила в первых двух альбомах, это тоже "сложная" музыка. Иначе обаятельные Шипси и Рейнси давно встали бы в наших краях вровень со старшими соотечественниками из Brainstorm, единственными, кто популярнее на родине. Для презентаций альбомов группе требуется либо самая крупная площадка в городе Arena Riga, либо если уж играть в залах поменьше, то неделю кряду.
Для премьеры "Iekams" им требовалось не просто популярное место вроде клуба Palladium. Это атмосферная программа с большими инструментальными эпизодами, требующая полной концентрации и зрителей, и публики. Домский собор вмещает порядка 1,3 тыс. зрителей, и новую музыку Instrumenti решили играть здесь три вечера подряд, а когда продали все билеты, назначили еще дополнительный ночной концерт. В это непросто поверить, но Домский собор нечасто используется для, условно говоря, популярной музыки, и это несмотря на то, что через Ригу пролегают маршруты турне самых изысканных и тонких музыкантов, вполне вписывающихся в эти декорации. В любой из европейских музыкальных столиц есть церковь, где артисты массового жанра дают камерные концерты, достаточно вспомнить лондонскую Union Chapel. Но в Домском соборе даже к таким мирным и дисциплинированным звездам, как Instrumenti, отнеслись настороженно. Дав добро на концерты-презентации, заставили каждый вечер убирать всю аппаратуру, чтобы наутро прихожане не увидели и намека на вчерашний "неформат".
Instrumenti использовали в новой программе необычный инструментарий. Помимо скрипки и электрооргана в аранжировках были использованы гусли, сконструированные лично поющим барабанщиком Рейнси (Рейнис Сеянс),— что-то похожее на японскую цитру кото. Естественно, был большой соблазн использовать орган Домского собора. Instrumenti поддались ему, в одной из песен на органе сыграла супруга Рейнси. Что важно — музыканты никак не подчеркнули этот факт ни в аранжировке, ни светом. Звук органа просто влился в общую акустическую картину, зрители могли узнать об этом, только специально поинтересовавшись деталями проекта.
Эти детали стоят того, чтобы ими поинтересоваться. Режиссер Угис Олтэ, ответственный за постановку концертных программ Instrumenti, предложил группе поработать над музыкой для фильма в грузинском районе Джавахети, в котором живут армяне, грузины и турки-месхетинцы. Музыканты говорят, что это фильм о местах, где "царит напряженная атмосфера и люди живут в отчуждении друг от друга". Наброски музыкальных тем были сделаны в "одной роскошной тбилисской квартире с историей" (а есть ли в Тбилиси другие?). Запись осуществили в Риге. И настоящий грузинский импульс имел место тоже здесь — идея сыграть в Домском соборе возникла, когда Instrumenti вышли здесь на сцену в одном концерте с грузинской вокальной группой Didgori и Государственным академическим хором Латвии.
Нельзя сказать, что "напряженная атмосфера" так уж проникла в ткань альбома. Даже сам горный климат в виде гулкого эха и намеков на кавказское многоголосие можно ощутить всего в паре произведений, и то если специально его там искать. "Iekams" — это скорее альбом, стоящий на одной полке с эпическими упражнениями исландцев Sigur Ros и их многочисленных эпигонов. Были и прямые кавер-версии. Произведение для хора "The Lamb" Джона Тавенера было исполнено силами одного лишь вокалиста Шипси (Яниса Шипкевицса), чей голос размножала электроника. А закрывала программу непередаваемой красоты вариация на тему "Тихой ночи" Франца Грубера.
При всей специфике концерта нельзя сказать, что он был чисто акустическим. Электроника использовалась довольно активно, и именно жизнь звуков искусственного происхождения вроде потрескиваний и щелчков из пьесы "Mecanique Celeste" в этих стенах показалась корреспонденту "Ъ" главным экспериментом программы. В конце концов, в церквах много кто пел, но мало кто сэмплировал голос и запускал электронный бит, пусть и очень нежный и щадящий. Все акустические краски "Iekams" сыграли в Домском соборе как надо. А главными впечатлениями наряду с витражами стало постоянно меняющее цвет и интенсивность световое кольцо, в котором находились музыканты. И еще сильным впечатлением был холод. Люди оставались в верхней одежде, зрители с маленькими детьми (коих было не так уж и мало) не смогли досидеть до финала. Жалко было, что в храмах не разносят глинтвейн. Зато было полное ощущение, что каждая нота зависает в воздухе острой ледяной иглой. Так что что-то горное в этом шоу все же было.