Не санкциями единые
Страны ЕС начали высказываться о продлении ограничительных мер против России
Канцлер Австрии Вернер Файман объявил вчера, что европейские страны не заинтересованы в коллапсе экономики РФ, а он сам не разделяет "эйфорию от успеха санкций против России". Такую позицию в последние дни поддержали и некоторые другие европейские политики. Тем не менее единства в ЕС на сей счет нет. Определяться же Евросоюзу придется уже в марте, когда предстоит консенсусом принять решение о продлении санкций.
С жесткой критикой перспективы ужесточения санкций против России канцлер Австрии Вернер Файман выступил в интервью воскресному изданию ежедневной газеты Osterreich. "Я не могу разделить эйфории многих в ЕС от успеха санкций против России,— заявил он.— Не вижу оснований для восторга: не знаю, почему мы должны радоваться коллапсу российской экономики". "Когда мы выстраиваем новую стену, отрезающую российскую экономику, мы рубим сук, на котором сидим",— предупредил канцлер, рассказав, что недавно беседовал о перспективах выхода из кризиса с президентом РФ Владимиром Путиным. Уже введенные санкции он, впрочем, назвал верными, напомнив, что они были приняты в качестве ответной меры.
С аналогичных позиций в последние дни выступили и ряд других европейских политиков. Озабоченность опасностью дестабилизации ситуации в России на фоне европейских санкций выразили главы МИД ФРГ и Дании Франк-Вальтер Штайнмайер и Мартин Лидегор. А премьер Италии Маттео Ренци заявил: "Европа должна быть жесткой, отвечая на неприемлемые события, как, например, на происходившее на Украине. Но Россия имеет стратегическое значение для Италии и для Европы. Нам необходимо находить точки соприкосновения, ведь никто сегодня не заинтересован в том, чтобы ставить Россию на колени".
В то же время единства среди стран ЕС нет. "Есть и сторонники крайних мер, причем не только в США, которые требуют даже вступления Украины в НАТО",— признал вчера вице-канцлер ФРГ и глава Социал-демократической партии Германии Зигмар Габриэль в интервью Tagesspiegel. Подтверждением этих слов можно считать принятие в конце минувшей недели на саммите ЕС нового пакета санкций против Крыма, который европейцы считают территорией Украины (см. "Ъ" от 19 декабря). Вопрос о пересмотре санкций против РФ в повестке саммита не стоял. "Мы должны сохранять действующие санкции, пока РФ не пересмотрит свое поведение и не остановит агрессию на Украине",— заявил британский премьер Дэвид Кэмерон.
"Выступления лидеров Италии и Австрии — не просто продолжение традиционной риторики в пользу или против России, но и рациональное следствие долгосрочных экономических интересов,— заявил "Ъ" завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.— Одно дело ограничить деятельность российских экономических субъектов, другое — допустить коллапс российской экономики и российского рынка, пусть даже санкции и не единственная тому причина".
Промежуточный итог этому спору должен быть подведен в марте, когда странам ЕС предстоит принять решение о продлении действия санкций (см. "Ъ" от 28 октября). По прогнозам Сергея Уткина, это будет "не раскол внутри ЕС, а перевес в сторону сторонников более жесткого или более мягкого подхода в отношении России".
"Динамику санкционного давления определяют события на востоке Украины,— напомнил "Ъ" эксперт.— И хотя различные подходы уже давно заметны на уровне отдельных стран, санкции, которые были приняты, одобрены консенсусом". А источник "Ъ" в структурах ЕС пояснил, что, хотя у стран-участниц давно есть представление о том, какие шаги будут предприняты в случае развития событий по негативному сценарию, пока ужесточения экономических санкций не предвидится — если "не будет обострения ситуации или изменения географических границ (конфликта на востоке Украины.— "Ъ")".