Климатическая ответственность меняет мировую торговлю
Мониторинг / мировая торговля
Российская экономика — второй после КНР мировой нетто-экспортер выбросов углекислоты, образуемой при производстве продукции, говорится в исследовании ВШЭ "Оценка углеродоемкости внешней торговли России". Экспорт выбросов из РФ в 2011 году составил 540,7 млн тонн СО2, а импорт — только 161,2 тонны. Причины — технологическая отсталость экономики страны и особенности структуры внешней торговли: экспортируются преимущественно углеводороды и энергоемкие товары, а импортируется продукция с относительно невысокой энергоемкостью. Это делает Россию уязвимой перед возможным "углеродным протекционизмом", который начинает практиковаться в ряде стран мира, например, в виде углеродного налога, отмечают авторы исследования.
В рамках современной системы учета выброса парниковых газов страны отчитываются об эмиссии углекислоты на территории страны. Это не учитывает вклад международной торговли, на которую, по оценкам ВШЭ, приходится не менее 30% выбросов. Международные эксперты предлагают альтернативный подход, который учитывал бы и углеродоемкость потребляемой в стране продукции. Авторы исследования полагают, что такой пересмотр "ответственности" может привести к "корректировке обязательств", которые примут на себя страны в рамках нового мирового соглашения о снижении выбросов. Перераспределение при этом не должно относиться к выбросам, вызванным применением грязных технологий, которые обеспечивают около двух третей экспорта РФ, отмечают они.
Глава рабочей группы по климату РСПП Михаил Юлкин признает риски для российской экономики в связи с климатической политикой ряда стран. "Сейчас не только инвесторы, но уже и покупатели стали всерьез запрашивать у российских компаний данные о выбросах и углеродоемкости продукции, даже российские компании-экспортеры у своих российских контрагентов вверх по цепочке поставок",— говорит он. Ответственный секретарь рабочей группы Минэкономики и "Деловой России" по проблемам регулирования парниковых выбросов Антон Галенович отмечает, что новое климатическое соглашение не будет содержать жесткого описания рыночных механизмов. Поэтому, считает он, РФ стоит пойти по пути зачетных сокращений выбросов, то есть сформировать предложение, а о спросе договариваться на двусторонней основе со своими торговыми партнерами.