"Это все равно, что рубить сук, на котором сидишь"
Россия ограничит экспорт зерна
Правительство в ближайшее время введет экспортные пошлины на зерно. Соответствующее предложение в течение суток будет представлено премьер-министру Дмитрию Медведеву, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, причиной стал рост экспорта зерна из-за падения рубля. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Анны Казаковой.
Господин Дворкович заявил, что при урожае в 104 млн тонн потенциал, позволяющий сохранять все необходимые элементы поддержки рынка, составляет 28 млн тонн. При этом к настоящему моменту из страны уже вывезено 21 млн тонн зерна. Предполагается, что экспортные пошлины будут введены на время. Кроме того, будет останавливаться весь транспорт, который вывозит зерно с "перезагрузкой". Также ужесточатся правила на выдачу сертификатов на перевозку зерна.
— Как вы оцениваете такое предложение правительства, насколько оно, на ваш взгляд, необходимо сейчас?
— Это всего лишь переоформление де-юре того, что уже состоялось де-факто, то есть экспорт остановлен в ночь со среды на четверг прошлой недели. Он остановлен двумя фундаментальными мерами: железная дорога перестала грузить в адрес портов и в любые экспортные направления, то есть просто перестала отправлять вагоны, а фитосанитары перестали выдавать сертификаты на уже погруженное на суда зерно, и в результате они отплыть не могут.
— Тогда о каких предложениях еще говорится? Какие еще предложения могут быть сформулированы?
— Я же говорю, что это всего лишь переоформление де-юре того, что уже сделано и введено.
— Именно это и будет зафиксировано, правильно я вас поняла?
— Будет зафиксировано, какая разница, пошлины, они же все равно будут запретительные. Это всего лишь поиск инструмента для того, чтобы прикрыть уже легальным способом то, что произошло де-факто нелегально.
— Я не услышала вашего отношения к этим мерам.
— Крайне негативное. Я считаю, что подобные меры — это все равно, что рубить сук, на котором сидишь. То есть у нас и так рисков по весеннему севу много в связи с произошедшими событиями в экономике, в соотношении курсов, в банковском секторе, а сейчас добавилось еще и это.
Мы снижаем ликвидность рынка резко, причем непредсказуемо. Решение принято без предупреждения, без консультаций с бизнес-сообществом, то есть никто ни о чем предупрежден не был, и в результате это нам как снег на голову свалилось.
Это ведет к колоссальным потерям для бизнеса на рынке и к получению, в общем, очень мощного сигнала "Не надо сеять".
— Аркадий Леонидович, но все-таки, если посмотреть на другую сторону, на потребителей, есть ли, на ваш взгляд, риск дефицита на внутреннем рынке зерна?
— Никакого риска подобного толка по определению быть не может в этом сезоне: 104 млн тонн урожай, 14 млн переходящих запасов, при том, что мы потребляем максимум, потолок самый, 70 млн тонн.
— Тем не менее, на фоне вот этой всеобщей паники, которая случилась на прошлой неделе, есть ли риск роста цен на зерно просто на фоне вот таких настроений?
— Сейчас будет вот что: крестьяне, которые могут себе позволить, а это самые крепкие и самые мощные производители, просто положат это зерно по амбарам и будут ждать до лучших времен. Для них зерно — это валюта.
— Понятно, спасет ли от роста цен введение экспортных пошлин, которые будут зафиксированы?
— Это уже де-факто остановило рост цен, а при этом он встал-то еще до того, как меры были введены, потому что экспортеры начали уходить с рынка и просто перестали покупать, это снизило покупательную способность рынка. Но приведет ли это к падению? Я не думаю. Даже если приведет, то к несильному.