Сила и ответственность
Приключенческие фильмы 2015 года
Долгое время приключенческий жанр считался устаревшим и даже маргинальным. Большие мечты ушли вместе с восьмидесятыми: «Звездные войны» обмельчали, Индиана Джонс поседел, Джеймс Бонд перестал быть неуязвимым. Историческое кино превратилось в костюмированные драмы, а великих битв, подобных взятию Акабы, как и великих героев, подобных Лоуренсу Аравийскому в исполнении Питера О’Тула, в мировом кинопрокате не появлялось. Персонажи либо становились пластмассовыми манекенами для масштабных и бессмысленных экшенов (вроде «Трансформеров» или «Форсажей»), либо превращались в мрачных и плохо функционирующих резонеров, как в «Хранителях» Зака Снайдера или «Бэтмене» Кристофера Нолана.
После нуаровской трилогии о Темном рыцаре и успешного выводка лент о супергероях Marvel тяга к избавлению от героизма и умрачнению, похоже, стала исчезать. Уклончивых и противоречивых посланий зрители за последний десяток лет получили достаточно — и в кино, и в жизни. Мы хорошо выучили, что у всего на свете двойное дно, что все не то, чем кажется. Да, мы не знаем правды, но бездействовать, когда хочется спасать, больше нет никаких сил.
Кино снова обращается к мощному, лишенному колебаний сверхчеловеку
Поэтому в новом году «Звездные войны» возвращаются, их создатели обещают в следующих трех эпизодах искупить ошибки предыдущих, а в 2016-м Индиана Джонс снова собирается взяться за хлыст (тоже не без извинений за прошлую попытку). И удивительное дело, именно сейчас, в самое смутное время за последние лет пятнадцать, большое кино снова вспоминает о Лоуренсе Аравийском — сначала украдкой, в образе киборга Дэвида в «Прометее», а теперь и напрямую: Вернер Херцог сейчас работает над исторической лентой, где вместо Питера О’Тула сыграет Роберт Паттинсон. И да, представить сложно, но пусть будет Паттинсон. Ведь актеры, способные быть героями на экране, долгое время не были никому нужны, и сегодня найти их не так просто. Ну а пока Кристиан Бейл изображает библейского пророка, Крис Хемсворт тягается с водной стихией, как Одиссей, а Арнольд Шварценеггер восстает из политического небытия, чтобы сыграть в приквеле «Терминатор: генезис», там уж и новые звезды наберут мышечную массу и пройдут свои первые кастинги.
Но несмотря на тягу к гигантомании и упрощению, новая эпоха вовсе не наивна. Классические герои — от капитана Немо до Люка Скайуокера, от олимпийских чемпионов до советских геологов — уже не смогут заставить нас забыть, что сила всегда приносит проблемы и никогда не освобождает от ответственности. Как бы нам этого ни хотелось, героизм уже не сможет восприниматься так легко и доверчиво, как во времена первого похода бесшабашного археолога Джонса, который всегда успевал вытащить свою любимую шляпу из-под опускающейся каменной двери. Тут самому бы проскользнуть — среди правдоподобных врагов и реалистичных ловушек.