«Спрос будет ограничивать большое давление на ставки»

Интервью

Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке ипотечного кредитования?

— В течение девяти месяцев 2014 года у нас в стране наблюдался бум ипотеки. Не думаю, что это связано с внешними проявлениями и желанием людей срочно купить квартиры. Скорее для банков ипотека стала критичным продуктом, потому что в 2012 году Центробанк был крайне недоволен большим ростом потребительского кредитования, ввел жесточайшие меры, ограничивающие беззалоговое рисковое кредитование. А бизнес надо все равно делать, и оказалось, что ипотека — самый лучший продукт с точки зрения получения дохода в 2014 году. Поэтому в этом направлении довольно активно работают не только госбанки, но и крупные частные банки, имеющие средства для построения собственной ипотечной программы, и средние банки, пользующиеся деньгами АИЖК.

Я оптимист, поэтому не вижу особых проблем на строительном рынке. Понятно, что был некий всплеск интереса к покупке недвижимости, и я думаю, он еще не исчерпан. Декабрь и начало года — это всегда некое замедление деловой активности, но думаю, что с весны спрос на недвижимость восстановится.

— Как на ипотечных ставках может отразиться повышение Центробанком ключевой ставки?

— Прямой взаимосвязи между ключевой ставкой ЦБ и ставкой по ипотеке конкретного банка нет. В каждом банке есть некий совет директоров, который устанавливает процентные ставки, он знает стоимость своих ресурсов, которые необязательно складываются из средств Банка России. Например, есть средства, привлеченные путем облигационного выпуска, по которому этот банк платит, допустим, 6% годовых. И от того, что ЦБ поднял ключевую ставку, стоимость фондирования у этого банка не увеличилась. Да, глядя на рынок, ставку он, наверное, все равно поднимет. Но мне кажется, сверху спрос будет очень сильно ограничивать большое давление на ставки — люди просто не пойдут за ипотекой, если она будет под 17% годовых.

— Получается, ипотека в этом плане среди всех банковских продуктов наиболее защищена?

— Да, она и со стороны государства защищается. И понятно, что когда государство дает 12% годовых, а частный банк — 17%, зачем человеку идти в частный?

— В каком объеме ставки по ипотеке могут вырасти?

— 1–2 процентных пункта — не думаю, что ипотека вырастет в большем объеме. Деньги реально размещать некуда, а ипотека — очень хороший продукт, и просрочка там очень маленькая. По каким-то видам ставка, возможно, вообще не вырастет. Например, есть военная ипотека — под нее ЦБ ставку не увеличил. Есть ипотека АИЖК, ставки там прописаны и увеличивает их совет директоров. Если АИЖК ставки не увеличит, это создаст определенное давление на рынок — те банки, которые реализуют собственные ипотечные программы, будут вынуждены ориентироваться на ипотеку АИЖК.

— Какой может быть критическая точка такого роста?

— Это зависит от восприятия инфляции человеком. Надо понимать, что Центробанк проводит эксперимент со свободным курсом. Сейчас стоимость ипотеки порядка 12,5–13%, люди воспринимают эту ставку адекватно. Аналитики заговорили о том, что инфляция будет больше 20%. В этих условиях, если государству удастся сохранить ставки на прежнем уровне, покупка недвижимости станет выгодной. Если инфляция в размере 20% будет на длительный период, скорее всего, и ставки по ипотеке станут больше 20%. Тогда покупка недвижимости не будет иметь смысла, и ипотека встанет. Но ЦБ говорит, что не допустит длительного роста инфляции. Получится или нет — неизвестно.

Интервью взяла Анна Асташкина

Вся лента