Битва за контент

Операторы фиксированной связи на протяжении последних лет сталкиваются с серьезным замедлением темпов роста рынка. В крупных городах уровень проникновения ШПД близок к максимальному, поэтому встает задача поиска новых направлений. О том, какие перспективные решения могут найти провайдеры, рассказывает директор Ростовского филиала ОАО «Ростелеком» Сергей Алхасов.

BUSINESS GUIDE: Сергей Магомедович, есть ли еще резерв роста у рынка ШПД в регионе?

По словам Сергея Алхасова, мнения о том, что мобильный интернет вытеснит услуги ШПД, не имеют под собой оснований.

СЕРГЕЙ АЛХАСОВ: Безусловно, есть. Некоторые эксперты считали, что мобильный интернет на 100% заменит фиксированную связь, однако этого так и не произошло. И вряд ли произойдет в будущем: контент становится все тяжелее, люди активно скачивают из интернета музыку, фильмы, различные приложения. Для этого нужна стабильная, качественная связь. Между тем, у мобильных операторов частотный ресурс ограничен, это законы физики. Когда начинается массовое подключение клиентов, все далеко не так радужно, как при тестировании. Поэтому, на мой взгляд, мобильный интернет и ШПД будут развиваться параллельно.

Другое дело, что на рынке ШПД сейчас происходит насыщение, особенно в крупных городах с высоким уровнем конкуренции. Проникновение телекоммуникационных услуг в домохозяйства находится на достаточно высоком уровне, в Ростове-на-Дону, например, мы его оцениваем почти в 90%. Также обстоит ситуация и в других крупных городах области, например в Таганроге, Волгодонске.

BG: Насколько целесообразно в этом случае переориентироваться на небольшие города и населенные пункты?

С.А.: Наша компания в свое время стала одной из первых, кто начал предоставлять услуги интернет-доступа в городах с небольшим количеством населения. Однако сегодня на территории области уже нет ни одного города, в котором «Ростелеком» был бы единственным оператором. Везде есть конкуренция разного уровня. Это говорит о том, что операторы посчитали для себя перспективным вкладываться в такие проекты, несмотря на то, что они, конечно, будут окупаться дольше.

Остается сельская местность, где рынок действительно свободен. Тем не менее большинству операторов связи это не очень интересно. Строить сети к небольшим поселкам с сотней-другой жителей экономически нецелесообразно. «Ростелеком» несет определенную социальную нагрузку, и даже притом, что такие проекты убыточны для компании, мы от них не отказываемся. Только за последние несколько лет мы построили волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) более чем к 200 населенным пунктам ниже уровня райцентра.

Кроме того, мы стали участниками федеральной программы по ликвидации цифрового неравенства, которая стартовала в этом году. Она направлена именно на то, чтобы обеспечить небольшие сельские поселки качественными услугами связи. Ведь отток населения из российской глубинки продолжается, в том числе и из-за отсутствия доступа к мировым информационным ресурсам. Благодаря программе, населенные пункты с численностью населения от 250 до 500 человек будут обеспечены качественными услугами. В Ростовской области, например, мы рассчитываем подключить к современным линиям связи около 400 таких населенных пунктов.

Повторюсь, подключение сельских поселений — это важный социальный проект.

BG: На какие направления в этом случае могут переориентироваться операторы фиксированной связи?

С.А.: Одной из точек роста может стать работа с аудиторией старшего возраста. Если раньше в крупных городах мы делали упор на молодых людей, то сегодня абонентская база растет за счет клиентов 45–50 лет и старше. Другое дело, что таким клиентам часто нужна помощь в освоении навыков работы в интернет-пространстве. Понимая это, «Ростелеком» реализовал совместный проект с Пенсионным фондом Российской Федерации — «Азбука Интернета». Это учебное пособие, которое могут использовать как люди старшего поколения в качестве самоучителя по компьютерной грамотности, так и преподаватели курсов. Помимо этого, наша компания обеспечивает бесплатным интернетом компьютерные классы для пожилых людей.

Кроме того, провайдеры могут пойти по пути оказания дополнительных услуг на базе ШПД. Например, таких как интерактивное телевидение. В нашей линейке такая услуга появилась относительно недавно, и, признаюсь, мы не ожидали, что она станет настолько востребованной. Сегодня уже каждое третье подключение к ШПД сопровождается покупкой в пакете еще и услуги интерактивного ТВ.

BG: Чем можно объяснить такую популярность?

С.А.: Это не линейное телевидение, когда вы вынуждены смотреть то, что предлагает вам тот или иной телевизионный канал. Появляется возможность самого широкого влияния на контент: абонент может, к примеру, выбрать из базы данных определенные фильмы, которые ему хочется посмотреть, в том числе те, которые еще не вышли в прокат. И это не имеет никакого отношения к пиратскому контенту, мы работаем только с лицензионным продуктом.

BG: Однако в этом случае, вероятно, повышаются требования к качеству контента? Может ли местный провайдер оказывать влияние на сетку вещания интерактивного телевидения в соответствии с запросами именно его аудитории?

С.А.: Вопросами формирования контента обычно занимается головная организация, однако механизмы адаптации контента к конкретной аудитории есть. Например, мы имеем право включать в плейлист местные каналы. Для региональных телевизионных компаний сотрудничество с операторами связи крайне актуально, так как в будущем эфирного телевизионного вещания в аналоговом формате на территории Российской Федерации уже не будет. Мы готовы работать со всеми телекомпаниями, которые могут производить качественный и интересный ТВ-продукт.

Однако если рассматривать вопросы контента шире, чем только лишь наполнение интерактивного телевидения, то это одно из важнейших направлений развития, которое операторы фиксированной связи только начинают осваивать. Дело в том, что в настоящее время абоненты платят оператору только за доступ к интернету. И этот сегмент отнюдь не является высокомаржинальным из-за необходимости вкладывать серьезные средства в строительство и модернизацию линий связи. В то же время мы видим, что абоненты готовы платить достаточно высокую стоимость за качественный контент. Мы видим, как семимильными шагами развиваются контент-провайдеры, как быстро растут их капитализации. И получается парадоксальная ситуация: доступ к интернету абонентам дают именно операторы фиксированной связи, однако львиную долю прибыли получают другие компании. В этом смысле наш ТВ-продукт — услуга «интерактивное телевидение» — это дополнительная возможность монетизации сети ШПД.

BG: То есть традиционные операторы могут попробовать себя в роли поставщиков контента?

С.А.: Успешный старт услуги «Интерактивное телевидение» доказывает, что это возможно. Есть и другие примеры. Например, сейчас тестируется собственная поисковая система «Ростелекома» — «Спутник».

Есть также и несколько выгодных решений для бизнеса, связанных с облачными технологиями. Я уверен, что в перспективе именно такие услуги смогут обеспечить стабильное развитие операторам фиксированной связи.

При этом, конечно, мы не будем отказываться от развития ШПД, это по-прежнему остается нашей базовой услугой. В планах на 2015 год у нас запланированы как строительство новых сетей, так и модернизация существующих.

BG: Каковы перспективы телефонной связи с учетом бурного развития мобильных технологий?

С.А.: Как и в случае с широкополосным доступом, мнения о том, что мобильная связь окончательно вытеснит традиционную телефонную связь, не имеют под собой серьезных оснований. Да, снижение количества абонентов наблюдается, но не настолько высокими темпами, как ожидали скептики. У традиционной телефонии есть несколько преимуществ — надежность, экономичность. Есть и чисто эмоциональные преимущества — телефон по-прежнему считается символом семейного очага. Когда вы звоните по стационарному телефону, это означает, что вы звоните именно в семью. Да и в бизнесе от обычных телефонов трудно отказаться: если вы видите в контактах на рекламе какой-либо компании только мобильные телефоны, солидность и надежность компании мгновенно ставятся под сомнение. Поэтому, по моему убеждению, фиксированная телефонная связь даже через много лет продолжит свое существование.

BG: Насколько сильно, по вашим оценкам, затронет телекоммуникационную отрасль кризис?

С.А.: Кризис может повлиять на то, что какое-то количество предприятий малого и среднего бизнеса будет вынуждено прекратить свое существование. Может снизиться платежеспособность населения. Но как показывает практика, теле­коммуникационные услуги уже стали «предметом первой необходимости». Люди скорее пожертвуют чем-то другим, но будут по-прежнему пользоваться связью. Поэтому и конкуренция на телекоммуникационном рынке сохранится достаточно высокой.

Если говорить о нашей компании, то мы не собираемся отказываться ни от одного из наших проектов. Более того, сейчас у нас идет программа «100 дней», в результате которой мы планируем полностью перенастроить все бизнес-процессы для улучшения обслуживания разных категорий клиентов.

BG: Ожидаете ли вы ухода с рынка провайдеров фиксированной связи, не справившихся с конкуренцией? Готовы ли вы расширить присутствие на рынке за счет покупки их бизнеса?

С.А.: Думаю, уход слабых игроков с рынка — достаточно вероятный сценарий. Как я уже говорил, работать на рынке фиксированной связи очень непросто. Неслучайно некоторые мобильные операторы, которые в свое время активно скупали активы провайдеров ШПД, увидев, что маржинальность этого сегмента на порядок уступает услугам мобильной связи, потеряли интерес к этому рынку и не очень активно развивают это направление. Что касается приобретения активов ушедших с рынка игроков, то, конечно, мы будем рассматривать подобные предложения. Однако примем мы их или нет, во многом зависит от технического состояния их сетей. Дело в том, что многие из них строили сети по временным схемам, подвешивали их на линиях электропередач, а не прокладывали под землей. С этой точки зрения, выгоднее не вкладывать деньги в покупку чужого бизнеса, а привлекать абонентов неэффективных компаний хорошим сервисом и качественными услугами.

О компании
Ростовский филиал ОАО «Ростелеком» обслуживает территорию Ростовской области общейплощадью 100,8 тыс. кв. км. Количество абонентов фиксированной телефонии составляет более 700 тыс. Филиал предоставляет широкополосный доступ в интернет с большим выбором технологий (FTTB, ADSL, PON) около 400 тыс. абонентов. Свыше 65 тыс. жителей области — пользователи услуги цифрового телевидения.


Беседовала Наталья Горова

Вся лента