Новый федеральный

Одно из главных событий 2014 года в телекоммуникационной отрасли — передача мобильных активов «Ростелекома» в компанию Теlе2, в результате чего в России появился новый федеральный оператор. О том, как появление нового игрока отразится на телекоммуникационном рынке юга России, рассказал региональный управляющий директор «Теlе2 Ростов-на-Дону» Вячеслав Козин.

BUSINESS GUIDE: Вячеслав Георгиевич, какие изменения ожидают телекоммуникационный рынок после выхода Теlе2 на федеральный уровень?

По словам Вячеслава Козина, в Ростовской области и Краснодарском крае 3G от Tele 2 появится уже в середине 2015 года.

ВЯЧЕСЛАВ КОЗИН: Появление нового участника, конечно же, усилит конкуренцию на рынке. Тем более что рынок телекоммуникаций в России достаточно зрелый, здесь уже сложился некий баланс сил, который сейчас неминуемо будет разрушен. Телекоммуникационным компаниям, которые уже давно работают на рынке, придется во многом пересматривать подходы и принципы своей работы, чтобы сохранить абонентов.

Однако с точки зрения потребителей это безусловный плюс. Высокая конкуренция обычно ведет к повышению качества и снижению стоимости услуг.

BG: На каком этапе сейчас находится интеграция с мобильными активами «Ростелекома»?

В.К.: Юридически создание нового федерального оператора было завершено после закрытия второго этапа сделки по слиянию с мобильными активами «Ростелекома» в августе этого года. В результате Tele2 стала оказывать услуги связи более чем в 60 регионах России, получила лицензии 2G/3G во всех федеральных округах и 4G-лицензию на всю территорию России.

Конечно, на деле предстоит еще много работы, прежде чем компания сможет оказывать тот же спектр услуг, что и операторы «большой тройки». Сейчас идет внедрение единых бизнес-процессов, ребрединг вошедших в состав Tele2 сотовых компаний, строительство сетей 3G и 4G. Так, в ноябре были запущены сети 3G в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске, до конца года планируется ввести в коммерческую эксплуатацию сеть 4G в Туле.

BG: Когда сети нового поколения будут построены на Юге?

В.К.: Точные сроки мы, к сожалению, раскрыть не можем. Однако могу сказать, что в Ростовской области и Краснодарском крае 3G появится уже в середине 2015 года.

BG: Зачем компании необходимы сети 3G, ведь остальные мобильные операторы уже очень активно работают над внедрением 4G и 4G+? Не проще ли сразу перейти к строительству сетей последнего поколения?

В.К.: Наша политика — предоставлять абонентам действительно нужные и массовые сервисы. Сегодня уровень проникновения устройств с поддержкой стандарта 3G в сети Tele2 составляет 30%. То есть рынок пока не насыщен, рост продолжается. А если говорить о 4G, то количество этих гаджетов пока можно пересчитать по пальцам. Пока не сформирован устойчивый потребительский спрос, пока не появилось достаточное количество устройств, поддерживающих этот стандарт, говорить о том, что 3G умер, а будущее за 4G, не стоит.

К тому же есть и технологический вопрос. Зоны покрытия базовых станций, работающих по разным стандартам, несоизмеримы. Если брать стандарт CDMA, радиус зоны покрытия одной базовой станции достигает 40 км. Если брать 2G/3G, то радиус в городской застройке сужается до 5 км, а в случае с 4G — до 1,5 км. Таким образом, покрыть всю Россию сетью 4G — это за гранью возможного, так как требует колоссальных инвестиций. Такая технология предназначена в основном для крупных городов с большой плотностью населения.

Поэтому всегда будут существовать одновременно разные стандарты. Более того, к существующим технологиям будут прибавляться новые, потому что отрасль развивается семимильными шагами. Например, едва мы успели привыкнуть к 4G, как буквально на днях появилась новость, что в России успешно протестирована технология 5G. Уверен, через несколько лет появятся еще более совершенные технологии.

BG: Когда, по вашим оценкам, на Юге сформируется аудитория 4G? Стоит ли перед вами задача ускорить этот процесс?

В.К.: Проникновение устройств с поддержкой 4G в сетях операторов составляет примерно 5%. Отдельно по Югу цифры назвать не готов, но думаю, они не выше, чем в целом по стране. Темпы проникновения этих гаджетов зависят от многих параметров, в том числе и от цен на устройства с поддержкой этой технологии, которые, учитывая курс валют, совершенно точно будут стремиться вверх. Ведь в России, к сожалению, пока нет своего производства мобильных устройств.

Что касается усилий по продвижению той или иной технологии на массовый рынок, то Tele2 не ставит перед собой такой задачи. Дело в том, что при выходе на российский рынок компания изначально заняла позицию дискаунтера.

Это особая бизнес-стратегия: дискаунтер приходит на зрелый рынок, на котором работают несколько ключевых игроков, практически монополистов. Именно они занимаются внедрением и продвижением новых технологий на рынок. Цены на товары и услуги на этом рынке, как правило, достаточно высоки. Дискаунтер делает свои расценки на порядок дешевле, чем конкуренты, и за счет этого может достаточно активно развиваться. Выигрывает в этой ситуации в конечном итоге именно потребитель, потому что остальные игроки, чтобы удержать свою аудиторию, также вынуждены предлагать более гибкие тарифы своим клиентам. Другими словами, дискаунтеры создаются, чтобы разрушать монополии, и очень неплохо справляются с этой задачей.

BG: Новый федеральный оператор Tele2 также сохранит позицию дискаунтера?

В.К.: Безусловно, зачем отказываться от стратегии, которая позволила компании успешно развиваться на протяжении 11 лет? В России слово «дискаунтер» приобрело немного негативный оттенок. Многие считают, что низкие цены влекут за собой неизбежное снижение качества предоставляемых услуг. На самом деле стратегия дискаунтера строится на тотальном контроле всех наших затрат, при этом качество поддерживается на высоком уровне. Мы устанавливаем современное новое оборудование, потому что оно потребляет меньше электро-энергии. В корпоративном автопарке Tele2 вы не найдете дорогих машин, наши сотрудники никогда не летают в командировки бизнес-классом. То есть никаких лишних расходов. За счет этих простых вещей мы можем добиваться низкой себестоимости, и следовательно, сделать ниже уровень цен для наших абонентов. Примеров успешных компаний, которые придерживаются такой позиции, не так уж мало: например, «Магнит», «Метро».

BG: То есть в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего снижения расценок на услуги мобильных операторов в регионе?

В.К.: Цена не может идти вниз до бесконечности. Нельзя экономить на издержках больше, чем того требует эффективность бизнес-процессов, необходимо поддерживать инвестиционные проекты, рассчитанные на будущее. Есть и объективные факторы: инфляция, рост цен на бензин, увеличение фонда заработной платы из-за индексаций и т. д. Поэтому сильного снижения цен, вероятно, ожидать не стоит, а может быть, цены придется повышать с учетом фактора инфляции. Но в любом случае мы всегда будем дешевле, чем другие операторы.

BG: Начало масштабного развертывания сетей Tele2 совпало с кризисом. Как это повлияет на активность строительства, не придется ли пересмотреть планы по запуску сетей нового поколения на Юге?

В.К.: Существенного влияния это не окажет. Действительно, оборудование в основном производится за границей, и сейчас оно стало дороже. Однако мы, во-первых, защищены долгосрочными контрактами, которые были заключены до повышения курсов. Во-вторых, масштаб работ позволяет нам рассчитывать на дополнительные скидки от производителей. Мы планируем построить сеть за пару лет, тогда как нашим конкурентам для этого понадобилось гораздо больше времени. И в-третьих, мы принципиально не работаем с одним производителем. Если кто-то сильно поднимет цены, мы уйдем к другому поставщику.

BG: Как вы оцениваете уровень подготовки телекоммуникационной инфраструктуры в тех городах на Юге, которые будут принимать этапы Чемпионата мира по футболу?

В.К.: В дни проведения чемпионата нагрузка на сети резко повысятся, поэтому все операторы заблаговременно готовятся к этому событию. Практически все участники рынка, в том числе наша компания, занимаются модернизацией сетей, существенно расширяя их пропускную способность. Другой вопрос, что надо будет подключать к сетям объекты, которые только планируется построить к чемпионату. Это спортивные сооружения, гостиницы и т. д. Как только будут известны утвержденные архитектурные и планировочные решения, будет точно известно расположение тех или иных объектов, операторы смогут приступить к строительству собственных станций.

BG: Учитывая, что в состав акционеров нового федерального оператора входит «Ростелеком», дает ли это какие-то преимущества компании Tele2 по сравнению с другими операторами? Может быть, участие в каких-то совместных проектах, разработка комплексных пакетов услуг и т. д.?

В.К.: Мы будем рассматривать все возможности сотрудничества и синергии.

BG: Какую долю рынка планируете занять?

В.К.: Безусловно, надо ставить перед собой максимально амбициозные цели, стремиться стать лидером. Если брать реальные перспективы, то до 2018 года мы планируем стать оператором номер три в России. Пока мы на четвертом месте.

BG: Кого рассчитываете обогнать?

В.К.: Время покажет. Очень быстро меняется конъюнктура рынка, и я бы не рискнул сейчас делать ставки.

О компании
Начав работу на российском рынке в 2003 году с запуска сети GSM в нескольких регионах, Tele2 прошла путь от небольшого регионального оператора до игрока федерального уровня. После десяти лет работы в России в марте 2013 года шведский концерн Tele2 AB продал российское подразделение группе ВТБ. В феврале 2014 года Tele2 и «Ростелеком» объявили об объединении мобильных активов на базе Tele2 и создании нового федерального оператора. Акционерами нового федерального сотового оператора являются группа ВТБ, группа банка «Россия», страховая группа «СОГАЗ» и структуры Алексея Мордашова (консорциуму инвесторов принадлежит 55% акций), а также «Ростелеком» (45% акций).


Беседовала Наталья Горова

Вся лента