Три года строгого реестра
Министерство юстиции готовит для НКО не только послабления
Как стало известно "Ъ", Министерство юстиции нашло способ не только исключать некоммерческие организации из реестра иностранных агентов, но и наказывать НКО, повторно нарушившие установленные правила. Их предлагается повторно вносить в реестр — но уже без права выхода в течение трех лет. Соответствующие поправки будут внесены в закон о НКО.
О разработке Минюстом ряда новых поправок к закону о НКО, предполагающих возможность выхода организаций из реестра иностранных агентов, рассказал "Ъ" источник в правительстве. Речь идет о санкциях для тех, кто попадет в этот список повторно.
Как сообщал "Ъ" (см. номер от 8 декабря), согласно предложениям, рассматриваемым Минюстом, одним из основных условий снятия статуса иностранного агента должен стать отказ от зарубежного финансирования и политической деятельности. Если организация соблюдает эти условия в течение года после включения в реестр, она получает право выхода из него после соответствующего обращения и проверки Минюста.
О необходимости ввести соответствующий механизм правозащитники говорят с августа 2014 года. Тогда представители "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" направили в Минюст заявление с просьбой исключить организацию из иноагентов. Минюст ответил, что в законодательстве нет необходимой нормы, поэтому исключить из реестра организацию невозможно (см. "Ъ" от 12 ноября).
17 ноября на встрече с уполномоченным по правам человека Эллой Памфиловой президент Владимир Путин сообщил, что дал поручение разработать процедуру выхода НКО из списка Минюста. Глава ведомства Александр Коновалов 4 декабря заявил, что поправки готовы, ведется их согласование в правительстве.
"Остается открытым вопрос, как быть с теми, кто после выхода из реестра тут же снова начнет получать финансирование из-за рубежа,— говорит собеседник "Ъ" в правительстве.— Так же можно бесконечно включать организацию в реестр". По его словам, рассматривается введение дополнительных санкций для рецидивистов. "Идея в том, чтобы включать такие НКО в реестр и давать им право проситься на выход уже только спустя три года",— заявил он. По мнению чиновника, это заставит многие организации окончательно отказаться от политической деятельности и зарубежного финансирования.
В Минюсте "Ъ" подтвердили, что такая инициатива рассматривается: исключение НКО из реестра иноагентов во второй раз будет возможно только в том случае, если организация не получала "денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не осуществляла политическую деятельность в течение трех лет".
"Перспектива оказаться в списке иностранных агентов на три года без права выхода должна заставить НКО соблюдать законодательство и не пытаться обмануть контролирующие органы",— поддержал инициативу глава комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов.
"Ведомству следует сначала выполнить указание президента о внесении поправок, дающих право НКО выйти из реестра, а уже потом думать о введении санкций",— считает член Совета по правам человека при президенте Елена Тополева-Солдунова. Она уверена, что предложение Минюста противоречит духу закона о НКО. "Власти, в том числе Владимир Путин, постоянно говорят, что закон об иностранных агентах — не наказание, а лишь маркировка НКО. Но эти поправки как раз означают, что закон о НКО — наказание",— отмечает госпожа Тополева-Солдунова. По ее мнению, организация, которая повторно будет признана иностранным агентом, должна иметь те же права, что и остальные.
С ней согласны представители НКО, признанных иностранными агентами. "Если организация, включенная в реестр повторно, повторно же отказалась от иностранного финансирования, она перестает подпадать под понятие "иностранный агент",— заявил "Ъ" юрист "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" Александр Передрук.— Санкции для рецидивистов — это понятие из уголовного, а не гражданского права".