Водителей оштрафуют в пользу Москвы
Город забирает полномочия ГИБДД по выявлению нарушителей
Уже в следующем году столичные власти могут получить полномочия по ведению административных дел в отношении водителей, нарушающих ПДД. Это предусматривает законопроект, подготовленный МВД по поручению Белого дома. Сегодня совместными усилиями ГИБДД и мэрии городской бюджет получает с водителей-нарушителей около 10 млрд руб. в год, передача полномочий, говорят эксперты, позволит увеличить доходы в несколько раз.
Поправки к ст. 23.79 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), наделяющие органы власти Москвы новыми полномочиями, разработаны МВД по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. На сайте regulation.gov.ru началась антикоррупционная экспертиза этого законопроекта, общественное обсуждение уже завершено. Предполагается, что городские органы власти будут вместо ГИБДД заводить и вести административные дела в отношении водителей, нарушение ПДД которыми зафиксированы автоматическими камерами. Администратором полученных штрафов также станет Москва. Дата принятия законопроекта не уточняется, это может произойти уже в 2015 году.
Напомним, что еще в 2012 году московские власти жаловались на неэффективную работу Госавтоинспекции, из-за чего многие нарушители ПДД избегают штрафов и остаются безнаказанными. Необходимость усиления контроля мэрия объясняла борьбой с пробками. Для решения проблемы Москва пролоббировала поправки к КоАП о передаче городу полномочий по ведению дел в отношении нарушителей правил парковки (ч. 5. ст. 12.16 КоАП). Между МВД и мэрией было заключено соглашение, вступившее в силу с 1 ноября 2013 года: нарушителей стали выявлять инспекторы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). С начала года МАДИ выписала около 800 тыс. протоколов за неправильную парковку на сумму почти 2,4 млрд руб.
Теперь столичные власти смогут самостоятельно вести дела по 16 "водительским" статьям КоАП, включая наиболее распространенные составы нарушений: превышение скоростного лимита (штраф от 500 до 5 тыс. руб.) и выезд на выделенную для общественного транспорта полосу (штраф 3 тыс. руб.).
Сегодня все штрафные постановления, основываясь на данных с камер автоматической фиксации, выписывает УГИБДД Москвы. После внесения изменений в КоАП этим займется структура правительства Москвы. Городское ведомство будет самостоятельно вести дела и по довольно трудно выявляемым на практике нарушениям: вождение с непристегнутым ремнем безопасности (ст. 12.6 КоАП, штраф 1 тыс. руб.), а также разговор по мобильному телефону за рулем (ст. 12.36, штраф 1,5 тыс. руб.). Отметим, что в 2013-2014 годах ряд регионов уже пытались использовать камеры для этих целей: инспекторы определяли нарушения по фотографиям, а штрафы высылали собственнику автомобилей, но ГИБДД России запретила это делать.
В столичном департаменте транспорта "Ъ" заявили, что поддерживают законопроект. Предполагается, что администрировать новые штрафы будет МАДИ. На вопрос о том, что на практике даст передача полномочий, "Ъ" в ведомстве заявили следующее: "В настоящее время в Москве установлено 807 камер, работа которых весьма эффективна, поскольку в местах их установки на 20% снизилась аварийность. Кроме того, администрирование ПДД осуществляется в автоматическом режиме, что позволит сотрудникам МАДИ беспристрастно протоколировать совершаемые нарушения".
Согласно ст. 46 Бюджетного кодекса, штрафы за нарушения ПДД поступают в региональный бюджет. В 2014 году водители-нарушители пополнили доходы столицы на сумму около 9,8 млрд руб. В частности, за нарушение скорости на 20-40 км/ч ГИБДД выписала в январе--ноябре 2014 года 5,1 млн штрафов на сумму примерно 2,5 млрд руб. За выезд на выделенную полосу выписано 712 тыс. постановлений на 2,1 млрд руб.
"ГИБДД все-таки более лояльно относится к нарушителям, постановления выписываются не всем, кто попался под камерой. Инспекторы понимают, что порой нарушение вынужденное и наказание не всегда справедливое,— говорит лидер движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— По нашим данным, штрафы получают 20-30 тыс. водителей ежедневно, хотя камеры фиксируют 100-150 тыс. нарушений. Как только этим начнет заниматься Москва, штрафы начнут получать все". Таким образом, считает эксперт, штрафные сборы могут вырасти в несколько раз — до 50 млрд руб. в год.
Доходы могут увеличиться и за счет активизации деятельности судебных приставов, которые активно сотрудничают с мэрией Москвы и ГИБДД (сейчас взыскивается около 60% выписанных штрафов), а также в результате увеличения числа камер — в 2015 году их станет 1,2 тыс. На вопрос о том, увеличатся ли доходы бюджета от передачи полномочий, в департаменте транспорта "Ъ" заявили: "Самое главное — это повышение безопасности на дорогах".
"Москва наймет новых людей, появятся дополнительные рабочие места, больше людей станут оформлять постановления, а значит, и больше штрафов поступит в бюджет,— прогнозирует президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Причем это гарантированные поступления: постановления с камер практически невозможно обжаловать, поэтому делать это толком никто и не пытается". Любопытно, что ранее Генпрокуратура уже выступала с критикой региональных властей, чрезмерно увлекающихся применением фотовидеофиксации: надзорное ведомство обратило внимание на то, что многие субъекты федерации используют камеры не для борьбы с нарушителями, а для пополнения бюджетов.