Локомотивы и вагоны в кризис не нужны

Российские производители ждут падения спроса

В условиях экономического кризиса и ожидаемого снижения закупок производители подвижного состава оказались на грани выживания и ищут любые способы спасения. Если подконтрольному Уралвагонзаводу (УВЗ) «УВЗ-Логистик» удалось договориться со «Сбербанк Лизингом» о реструктуризации долга, то группа «Синара» просит господдержки и грозит массовыми увольнениями. Эксперты считают, что в 2015 году закупки вагонов в России резко снизятся, и производителям останется лишь переориентироваться на экспорт.

Вагоностроители срочно ищут выход из кризиса

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Железнодорожный оператор «УВЗ-Логистик» заключил договор с ЗАО «Сбербанк Лизинг» на передачу в лизинг на 15 лет свыше 10 тыс. вагонов. Сумма контракта — 40 млрд рублей, фондирование обеспечит Сбербанк, сообщил «Сбербанк Лизинг». Гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев пояснил „Ъ”, что речь идет о рефинансировании долга, но от дальнейших комментариев отказался.

Это возвратный лизинг по всему подвижному составу, который «УВЗ-Логистик» приобретал у УВЗ в 2013–2014 годы с отсрочкой платежей на более чем шесть месяцев, говорит глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В текущих условиях у оператора нет возможности оплатить поставки, в то же время у УВЗ резко выросла дебиторская задолженность — с 32,5 млрд рублей на конец 2013 года до 57,9 млрд рублей к концу сентября 2014 года, поэтому лизинговая схема была крайне важна для производителя, считает эксперт. Но на фоне повышения ключевой ставки ЦБ до 17% заключение лизингового контракта грозит ростом убытков для «УВЗ-Логистик» в 2015 году, ведь доходность от оперирования по-прежнему крайне низкая — всего 400 рублей за вагон в сутки, отмечает Михаил Бурмистров.

Но частные производители находятся в еще более сложном положении. Источник „Ъ” на рынке говорит, что на днях Газпромбанк уведомил группу «Синара» Дмитрия Пумпянского о повышении процентной ставки с 14% до 25% годовых (компания привлекала кредитную линию более чем на 5 млрд рублей). При этом у предприятия трудности с заказами: ОАО «РЖД» снизило закупки локомотивов в 2015 году на 36%, отмечает собеседник „Ъ”. «Синара» пытается заручиться поддержкой государства: в декабре компания направила письма в Минпромторг, Минтранс и Минэкономики с просьбой «увеличить объем инвестпрограммы ОАО „РЖД” или предоставить субсидии из бюджета на возмещение части затрат по финансовому лизингу» (копии есть у „Ъ”). В письмах говорится, что компания потеряла заказы на 6 млрд рублей (примерно 50 локомотивов), что грозит увольнением свыше 1 тыс. сотрудников (пятая часть персонала, задействованного в локомотивном бизнесе «Синары») и заморозкой инвестпрограммы заводов. Просьбу о поддержке «Синары» направил Дмитрию Медведеву и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

В Минтрансе и Минэкономики на запрос „Ъ” не ответили. В Минпромторге заявили, что «поддерживают любые возможности увеличения объемов закупок техники в рамках инвестпрограммы ОАО „РЖД”». В 2015 году ОАО «РЖД» планирует купить 467 локомотивов — в 1,5 раза меньше, чем в этом году. Основной поставщик помимо «Синары» — «Трансмашхолдинг» (ТМХ), но там заявили „Ъ”, что ОАО «РЖД» не планирует снижать объем закупок у них: «у ТМХ твердый трехлетний контракт с монополией до 2017 года». В ОАО «РЖД» говорят, что «если и снизят закупки, то пропорционально у всех поставщиков». В «Синаре» от комментариев отказались.

Почти все опрошенные „Ъ” производители подвижного состава анонимно признаются, что испытывают трудности с обслуживанием кредитов и с загрузкой мощностей. По словам одного из них, переговоры о рефинансировании долга ведет с банками Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) Александра Несиса, «его положение близко к дефолту». Другой источник рассказывает о фактической остановке в пятницу работы на «Алтайвагонзаводе» (входит в «Сибирский деловой союз») «из-за отсутствия средств на закупку комплектующих». В ТВСЗ и на «Алтайвагонзаводе» не стали это комментировать. Ситуацию могут осложнить металлурги, которые собираются в 2015 году повысить цены на прокат на 30%.

Михаил Бурмистров считает, что вагоностроителям в 2015 году придется еще сложнее: объемы закупок операторов будут минимальны, а ОАО «РЖД» вынуждено оптимизировать расходы в условиях дефицита инвестпрограммы. В более выигрышном положении будут ТВСЗ и УВЗ, которые сбывают большую часть своей продукции аффилированным компаниям, но банки будут неохотно идти на кредитование, а лизинговые компании на новые сделки, считает эксперт. По его мнению, положение производителей может спасти переориентация на экспорт.

Юлия Галлямова

Вся лента