Олег Дерипаска развел мосты
Он передал бизнес «Трансстроя» своему другу
Олег Дерипаска переуступил почти половину «Трансстроя» своему однокурснику Егору Андрееву. Как утверждают в окружении владельца «Базэла», бизнесмен выходит из генподрядного бизнеса из-за разногласий с Минтрансом, от которого большей частью зависит работа «Трансстроя». У аналитиков иное мнение: «Базэл» избавляется от компании с проблемным портфелем заказов, чтобы брать кредиты на другие свои проекты.
«Базэл» продал 48,9% генподрядного холдинга «Трансстрой» бизнесмену Егору Андрееву, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники и подтвердила пресс-служба «Базэла», добавив, что в дальнейшем доля господина Андреева в «Трансстрое» может быть увеличена до 55%. Топ-менеджеры холдинга получат 6,5%, уточняют в «Базэле». После завершения сделки прямая доля «Базэла» в «Трансстрое» составит 12,5%. Еще 26% «Трансстроя» — у австрийского Strabag, где Олегу Дерипаске принадлежат 25%. Связаться с господином Андреевым не удалось.
По данным «СПАРК-Интерфакс», Егор Андреев владеет 19,94% челябинского ОАО «Уралавтоприцеп» — производителя габаритных тяжеловозов. Ранее Олег Дерипаска рассказывал в интервью Forbes, что учился с господином Андреевым на физфаке МГУ. В 2000 году однокурсник Олега Дерипаски был гендиректором «Роспромавто» — «дочки» группы «Сибирский алюминий», на базе которой в 2001 году создан «Базэл».
Источник „Ъ“, близкий к «Базэлу», говорит, что Олег Дерипаска разочаровался в генподрядном бизнесе из-за разногласий с Минтрансом, возникших во время строительства в Сочи олимпийских объектов. «С этим министерством „Базэл“ больше не хочет работать»,— отмечает собеседник „Ъ“, добавляя, что бизнес «Трансстроя», строящего в том числе и дороги, так или иначе зависит от чиновников. Поэтому и решено продать «Трансстрой», добавляет источник „Ъ“. В выходные оперативно получить комментарий в Минтрансе не удалось. Основные разногласия у «Базэла» с Минтрансом возникли из-за грузового порта в Имеретинке. Чиновники рассчитывали, что в 2009–2013 годах порт будет перевалить 15–20 млн т, но на практике вышло в пять раз меньше. В итоге «Трансстрой» получил убыток в размере 4 млрд руб. Еще одна сочинская проблема «Трансстроя» — дублер Курортного проспекта. С превышением сметной стоимости именно этого проекта в компании ранее связывали значительное сокращение финансовых показателей: в 2013 году чистая прибыль компании сократилась на 87%, до 43 млн руб. Выручка составила 18,9 млрд руб., кредиторская задолженность достигла 12,7 млрд руб. Свой портфель заказов в 2013 году «Трансстрой» оценивал в 52 млрд руб.
Стоимость таких компаний составляет пять-семь годовых оборотов EBITDA, говорит аналитик Sberbank CIB Юлия Гордеева. Но у «Трансстроя» существенная долговая нагрузка, что дисконтирует ее стоимость, добавляет глава департамента оценки «МЭФ-аудит» Дмитрий Трофимов. То есть рыночная цена бизнеса холдинга, исходя из названных экспертами показателей, могла бы превысить 80 млрд руб. Но сделка с участием Егора Андреева может оказаться технической, перевод убыточного бизнеса на другое лицо позволит «Базэлу» получать кредиты на свои проекты в других отраслях, не исключает госпожа Гордеева.
«Базэл» пытается продать «Трансстрой» с 2010 года. В ноябре этого года тот же «Интерфакс» сообщал, что сделка с неназванным контрагентом вот-вот состоится. Тогда эта новость удивила аналитиков, убежденных, что из-за проблемного портфеля заказов «Трансстрой» невозможно продать (см. „Ъ“ от 12 ноября). Самый проблемный текущий заказ — строительство в Санкт-Петербурге стадиона «Зенит-Арена» стоимостью 38 млрд руб.: смета несколько раз корректировалась властями, и «Трансстрой» рисковал потерять контракт. Кроме того, мэрия Москвы недовольна, что «Трансстрой» сорвал сроки реконструкции Щелковского шоссе от Садового кольца до МКАД (стоимость контракта — 9 млрд руб.).