«Агору» оставили в «иностранных агентах»
Правозащитникам не удалось отменить решение татарстанской прокуратуры
Верховный суд (ВС) Татарстана оставил в силе решение прокуратуры республики, согласно которому ассоциация «Агора» была признана «иностранным агентом» — некоммерческой организацией (НКО), которая получает иностранное финансирование и занимается политической деятельностью. К последней в прокуратуре относят доклады правозащитников, а также выступления главы «Агоры» Павла Чикова и его личное участие в совете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ.
Вчера ВС Татарстана отказал в удовлетворении жалобы ассоциации «Агора». Она просила признать незаконным представление прокуратуры республики, на основании которого 21 июля 2014 года была включена Минюстом РФ в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента».
Ранее ассоциация обращалась в Вахитовский районный суд Казани, однако райсуд заявление правозащитников не удовлетворил. Суд первой инстанции фактически «отказался давать оценку обоснованности» представления надзорного органа и не рассматривал его по существу, указали в апелляционной жалобе в ВС правозащитники.
В своем представлении прокуратура утверждала, что «Агора» получает средства от «иностранных государств, включая США» и при этом занимается политической деятельностью. Такую деятельность, по мнению прокуратуры, доказывали выступления руководителя «Агоры» Павла Чикова, который заявлял в интервью о «предпринимаемых организацией усилиях по формированию в России общественного мнения, направленного против закона об иностранных агентах» («Агора» была одним из заявителей в Конституционный суд РФ, пытавшихся обжаловать данный закон). Господин Чиков, подчеркивало ведомство, «использует свои возможности» как член Совета по правам человека при президенте РФ и аккредитованный Минюстом независимый эксперт. Кроме того, политическими надзорный орган счел доклады «Агоры» (например, о свободе интернета в России), экспертизы ассоциации, размещение публикаций в СМИ и организацию правовой школы для юристов.
Напомним, ассоциация «Агора» является одной из крупнейших правозащитных НКО России, объединяющей юристов и адвокатов более чем в 40 регионах. Она защищала в судах пострадавших от незаконных действий сотрудников полиции, гражданских активистов, блогеров, другие НКО. Штаб-квартира ассоциации находится в Казани.
На заседании в ВС представитель «Агоры» Рамиль Ахметгалиев настаивал, что ассоциация занимается оказанием бесплатной юридической помощи гражданам, а доклады «естественная часть юридической деятельности, которая никоим образом не может относиться к политической». «Возьмем тот же доклад по свободе интернета и свободе слова. В чем проявляется изменение госполитики? Разве убийство журналистов является госполитикой?» — удивился господин Ахметгалиев. Он подчеркнул, что Павел Чиков работает в СПЧ в личном качестве, а, например, правовая школа «Агоры» была организована на президентский грант, который под политическую работу не выделялся.
Однако помощник прокурора Татарстана Сайяр Зиятдинов заявил в суде, что в отчетах «Агоры» деятельность госорганов представляется «как нарушение прав и свобод человека» и таким образом, следовало из его выступления, правозащитники мешают бороться с «детской порнографией, рекламой наркотиков, пропагандой суицида». «„Агора“ непосредственно влияет на законодательный процесс. Другой вопрос, насколько у нее это получается, но такая цель у нее имеется», — подчеркнул господин Зиятдинов, указав, что за подписью Павла Чикова, который состоит в комиссии СПЧ по развитию НКО, «имеются ряд обращений к официальным лицам по политическим вопросам». «Если все эти шаги соединить воедино, мы увидим, к какой цели движется „Агора“», — указал помощник прокурора.
В итоге ВС вчера огласил резолютивную часть своего решения, оставив в силе постановление Вахитовского райсуда. Таким образом, считает Рамиль Ахметгалиев, ВС так и не «дал оценку предоставления прокуратуры по существу»: «Можно называть кого угодно „иностранным агентом“ в Татарстане. Судебному обжалованию это не подлежит». Господин Ахметгалиев заверил, что решение ВС будет обжаловано.