Правила игры

расписывает в красках руководитель группы фондового рынка Иван Кузнецов

Конец года всегда богат черными днями. И не только в России. Вот американцы, например, копят-откладывают на черный день, создают подушку ликвидности в масштабах домохозяйства — и вот приходит она, первая пятница после Дня благодарения, знаменитая «черная пятница», начало рождественских распродаж. В тучные годы ритейлеры делают до четверти годовой выручки, а привлеченные сумасшедшими скидками покупатели запасаются ненужными вещами на год вперед — одежда, бытовая техника, автомобили…

Россия в последние годы активно осваивает буржуазный календарь со всеми его красными и черными днями. Еще каких-то 20 лет назад, даже оказавшись в южной Германии в конце ноября, мне пришлось выслушать просветительский спич о том, что, дескать, есть такой праздник божоле, что «Le Beaujolais est arrive», и давайте за это и выпьем во славу молодой филологической науки. Сегодня в любом московском супермаркете наличие специальных стоек с молодым божоле в третий четверг ноября — обязательная опция.

Американская черная пятница у нас пока идет хуже, чем божоле. Как-то не видим мы 50-процентных скидок на все подряд в конце года. Возможно, мешает чуждая нам привязка к Дню непонятного благодарения. Попытки организовать российский аналог в виде «киберпонедельника» третий год дают странные результаты: как уверяет моя коллега, которая на четверть века ближе меня к онлайн-тематике, цены в этот день всегда растут.

И так бы и буксовала локализация черной пятницы на российском рынке, если бы не помощь со стороны национального календаря. У нас есть свои черные дни. Главный — это, конечно, «черный вторник». По «черным вторникам» у нас с 1994 года обычно курс национальной валюты улетает куда-то в тартарары. Иногда вместе с прочими финансовыми рынками. В этом году — вместе с взлетом ставки рефинансирования. То есть наш черный день недели черен по-настоящему, без малейших намеков на положительные коннотации. По таким дням граждане нашей страны обычно убеждаются в тщете накопительных стратегий, иллюзорности земного благосостояния, а также в том, что для сносной старости доброжелательные внуки гораздо нужнее Пенсионного фонда России. По таким дням граждане начинают с нуля. Они начинают обзаводиться вещами.

Население несет в магазины снятые с депозитов рубли и скупает одежду, бытовую технику, автомобили, не слишком интересуясь скидками, которых все равно не дождешься. Да и зачем скидки, когда микроволновки расхватывают как горячие пирожки? Что рассказывал агентству Reuters источник, знакомый с причинами краха «Траста»? «Проблемы у банка накапливались постепенно, и на прошлой неделе их подстегнул покупательский ажиотаж. Люди предпочли снимать деньги и тратить на покупки, поставив оплату долга по картам в последнюю очередь». За неделю максимального обесценения рубля наши сограждане потратили на электронику и одежду в 3,5 раза больше, чем годом ранее, подсчитал ВТБ 24. Так что российская «черная пятница» наступает сразу после «черного вторника», а не перед рождественскими распродажами. Потому что ни один ритейлер в России не может предложить таких скидок по рублевым ценникам, как биржа.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...