Конец года всегда богат черными днями. И не только в России. Вот американцы, например, копят-откладывают на черный день, создают подушку ликвидности в масштабах домохозяйства — и вот приходит она, первая пятница после Дня благодарения, знаменитая «черная пятница», начало рождественских распродаж. В тучные годы ритейлеры делают до четверти годовой выручки, а привлеченные сумасшедшими скидками покупатели запасаются ненужными вещами на год вперед — одежда, бытовая техника, автомобили…
Россия в последние годы активно осваивает буржуазный календарь со всеми его красными и черными днями. Еще каких-то 20 лет назад, даже оказавшись в южной Германии в конце ноября, мне пришлось выслушать просветительский спич о том, что, дескать, есть такой праздник божоле, что «Le Beaujolais est arrive», и давайте за это и выпьем во славу молодой филологической науки. Сегодня в любом московском супермаркете наличие специальных стоек с молодым божоле в третий четверг ноября — обязательная опция.
Американская черная пятница у нас пока идет хуже, чем божоле. Как-то не видим мы 50-процентных скидок на все подряд в конце года. Возможно, мешает чуждая нам привязка к Дню непонятного благодарения. Попытки организовать российский аналог в виде «киберпонедельника» третий год дают странные результаты: как уверяет моя коллега, которая на четверть века ближе меня к онлайн-тематике, цены в этот день всегда растут.
И так бы и буксовала локализация черной пятницы на российском рынке, если бы не помощь со стороны национального календаря. У нас есть свои черные дни. Главный — это, конечно, «черный вторник». По «черным вторникам» у нас с 1994 года обычно курс национальной валюты улетает куда-то в тартарары. Иногда вместе с прочими финансовыми рынками. В этом году — вместе с взлетом ставки рефинансирования. То есть наш черный день недели черен по-настоящему, без малейших намеков на положительные коннотации. По таким дням граждане нашей страны обычно убеждаются в тщете накопительных стратегий, иллюзорности земного благосостояния, а также в том, что для сносной старости доброжелательные внуки гораздо нужнее Пенсионного фонда России. По таким дням граждане начинают с нуля. Они начинают обзаводиться вещами.
Население несет в магазины снятые с депозитов рубли и скупает одежду, бытовую технику, автомобили, не слишком интересуясь скидками, которых все равно не дождешься. Да и зачем скидки, когда микроволновки расхватывают как горячие пирожки? Что рассказывал агентству Reuters источник, знакомый с причинами краха «Траста»? «Проблемы у банка накапливались постепенно, и на прошлой неделе их подстегнул покупательский ажиотаж. Люди предпочли снимать деньги и тратить на покупки, поставив оплату долга по картам в последнюю очередь». За неделю максимального обесценения рубля наши сограждане потратили на электронику и одежду в 3,5 раза больше, чем годом ранее, подсчитал ВТБ 24. Так что российская «черная пятница» наступает сразу после «черного вторника», а не перед рождественскими распродажами. Потому что ни один ритейлер в России не может предложить таких скидок по рублевым ценникам, как биржа.