Рыбы тучные стада
На фоне уловов северных морей и Дальнего Востока уловы рыбаков Астрахани не выглядят огромными: обоснованная наукой квота на общедопустимый улов на Каспии составляет всего 21 тысячу тонн — менее полупроцента от общероссийских объемов добычи в 4,3 млн тонн. И прогноз на будущее не оптимистичный: местные исследователи констатируют, что рыбные запасы на Каспии и в Волге истощаются. Впрочем, астраханские рыбодобытчики уже давно пришли к выводу, что ключом к выживанию отрасли является переход от сырьевой модели бизнеса к углубленной переработке, а также внедрение технологий по искусственному выращиванию рыбы.
— апк —
Икра на выживание
Астраханские исследователи заявляют, что рыбные запасы на Каспии и в Волге истощаются. Поэтому в регионе ждали принятия федерального закона «Об аквакультуре», который заработал в 2014 году. Местные власти уже многие годы работали над улучшением климата для предпринимательства в сфере искусственного воспроизводства рыбного поголовья и коммерческими проектами в этой сфере. Опыты с коммерческим выращиванием рыбы в неволе начались с экспериментов над осетровыми. К этому располагало наличие научно-производственной базы: в Астрахани расположено семь заводов по разведению малька для восполнения дикой популяции. Рыночная конъюнктура также благоприятствует: с конца 2000‑х годов после поэтапного ввода моратория на вылов осетровых цена на килограмм икры выросла с 20–25 тыс. рублей до 40 тыс. рублей за килограмм. Впрочем, освоить технологии товарного разведения осетра не так просто. В неволе осетровые входят в половоззрелый возраст только к шестилетнему возрасту — а это означает, что до истечения этого срока предприятиям приходится терпеть операционные издержки.
«Основной пул рыбоводческих хозяйств в регионе уже давно сформировался, — комментирует заведующий научно-исследовательской лабораторией „Осетроводство и перспективные объекты аквакультуры“ Астраханского государственного технического университета Александр Кокоза. — В числе лидеров по совокупной массе поголовья такие предприятия, как «Белуга», «Раскат», «АкваТрейд», «Ника», «Жемчужный край». В основном они доращивают осетра до стандартной товарной навески в 3–3,5 кг (стерлядь — до 1,5 кг). Именно эти предприятия постепенно наращивают поголовье и увеличивают объемы добычи икры».
Региональные власти подтверждают, что за несколько лет астраханским производителям удалось серьезно искусственно нарастить поголовье осетровых. В октябре 2014 года глава регионального агентства по рыболовству и рыбоводству Олег Григорьев сделал смелый прогноз, что в ближайшие два года Астрахань увеличит выпуск товарной икры в 2–2,5 раза. «Сейчас в регионе работает порядка 25 осетровых ферм и заводов, причем пять из них — крупные поставщики рыбы и икры. В 2013 году было произведено около трех тонн икры, в этом году мы прогнозируем увеличение объемов до 4–4,5 тонн икры. Далее рост пойдет еще быстрее. Через два-три года объемы производства черной икры могут увеличиться в 2–2,5 раза. Накопились необходимые производственные мощности, подросло новое поколение рыб, с каждым годом увеличивается и количество предприятий, которые занимаются разведением осетровых», — пояснил господин Григорьев. По его словам, конкуренция с каждым годом растет, благодаря чему снижается цена на икру: «Два года назад легальная черная икра стоила свыше 40 тыс. рублей за килограмм, сейчас ее можно купить за 30–35 тыс.».
Не осетром единым
Осетровые — не единственный вид рыбы, искусственным разведением которой занимаются в Астраханской области. Впрочем, в основном речь идет о прудовом рыбоводстве — разведении карпа, сазана, леща и других в замкнутых водоемах. Однако «пастбищная» аквакультура сопряжена с рядом рисков, основной из которых — сезонность: так как рыба «созревает» у всех производителей одновременно, они сталкиваются со сложностями при сбыте и вынуждены замораживать рыбу, что сказывается в итоге на ее качестве и цене.
В 2014 году астраханские власти объявили о запуске крупнейшего в стране рыбоводного комплекса с установками замкнутого водоснабжения (УЗВ). Проект осуществляет компания «Национальные рыбоводные биотехнологии — Степное» («НРБТ-Степное»). Объем производства должен составить 1130 тонн в год живой и охлажденной тилапии. Для сравнения, самый масштабный из действующих проектов УЗВ в России — рыбоводческий завод по выращиванию форели и лосося в Калужской области, рассчитанный на 500 тонн.
Генеральный директор «НРБТ-Степное» Игорь Куракин сообщает: «Для осуществления проекта мы создали государственно-частное партнерство (ГЧП). Проект признан приоритетным для развития региона, 70% инвестиций идет из бюджета. В общей сложности вложения в проект должны составить 650 млн рублей. Первая продукция появится в 2015 году».
Александр Кокоза оценивает перспективы проекта без энтузиазма: «Не совсем понятен выбор для разведения именно тилапии. Почему, например, не взяли клариевого сома, по которому накоплено больше данных? В любом случае, проект сложный, дорогостоящий. Чтобы строить смелые прогнозы и рассчитывать на грандиозные успехи, следует дождаться первых конкретных результатов».
Это жесть
Тем временем в 2014 году руководство Союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий «Каспрыба», который входит девять крупнейших игроков регионального рыбного рынка, объявило о готовности нарастить производство рыбных консервов с 1,5 до 12 млн банок в год — в восемь раз. «Мы вступили в партнерство с поставщиками из Крыма. После перехода в состав России рыболовы полуострова потеряли украинский рынок, но мы с удовольствием берем их сырье — черноморскую кильку, бычка, камбалу. Более того, мы готовы увеличивать закупки и дальше развивать производство. За последние четыре месяца мы уже увеличили объем производства в два раза и готовы продолжать его наращивать: с 1,5 млн банок до 12 млн в год. Однако нашей основной проблемой остаются искусственные, на наш взгляд, барьеры, которые устанавливают сетевые компании», — сообщил президент союза Андрей Маркин. При этом он добавил, что союз готов расширить ассортиментный ряд выпускаемых консервов — с нынешних 20 до 40 наименований.